Беседа 9 И ВО ЕДИНОГО ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА

Марина Михайлова

Мы с вами продолжаем наши беседы о Символе Веры. Мы уже говорили о том, что вместе с церковью веруем во Единого Бога, Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, видимым же всем и невидимым, и в прошлый раз остановились на словах Символа, которые говорят, что веруем мы во Единого Господа Иисуса Христа. Мы с вами говорили о том, каково значение этих имен, этих слов, которые мы так часто произносим – Господь Иисус Христос, говорили, что на самом деле это есть самое краткое исповедание веры. Иисус – это имя человеческое, обыкновенное иудейское имя, и на страницах Священного Писания мы находим множество персонажей, которые носят имя Иешуа, Иисус, а Христос – это вовсе не имя, а обозначение священной миссии, которая возложена на человека по имени Иисус. Слово Христос означает Мессия – тот, кто призван спасти избранный народ от рабства греху и смерти. Таким образом, когда мы говорим «Иисус Христос», то мы исповедуем веру в то, что в человеке по имени Иисус воплощаются все надежды и чаяния избранного народа, что именно этот человек и есть Сын Божий, сошедший с небес.

Это подчеркивается использованием слова «Господь», потому что на страницах Ветхого Завета слово «Адонай» употребляется именно как имя Божие. Когда евреи из благоговения перестали произносить вслух имя «Яхве», «Ягве», «Иегова», которое было открыто некогда пророку Моисею, они стали употреблять в своей богослужебной практике слово «Адонай». Поэтому когда Апостол Петр говорит Христу: «Ты Господь», то тем самым он говорит: «Ты Бог, Ты Сын Божий», и Господь отвечает ему на это: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Мф 16.17).

Так вот, веруем мы во Единого Господа Иисуса Христа, и сегодня мне хотелось бы поговорить с вами о праздниках Господских, которые есть в нашем календаре христианском и которые мы празднуем каждый год с большой радостью, потому что эти праздники, которые включены в годовой богослужебный круг, как раз и призваны постоянно напоминать нам о том, какой была земная жизнь Спасителя, каковы были ее самые важные события. Тем самым получается, что мы в течение года снова и снова прочитываем Евангелие, мы снова и снова возвращаемся своей мыслью и своим сердцем к размышлению о том, кто же такой наш Господь, как Он жил, что Он совершил, что было самого прекрасного, самого великого в Его земной жизни, о которой рассказали нам евангелисты. Вы знаете, вероятно, а если не знаете, то я вам говорю, что есть двенадцать самых великих праздников церковного года, они так и называются «двунадесятые». Пасха в эти двенадцать праздников не входит, потому что Пасха – это праздников праздник и торжество из торжеств. Она настолько уникальна, она так глубока и так необыкновенна, что ее невозможно поставить даже в ряд этих двенадцати величайших духовный событий, духовных вех. Поэтому Пасха – это совершенно отдельное событие, и о ней мы с вами будем говорить в свое время. Кроме Пасхи, существует двенадцать больших праздников, и они делятся на две группы: есть четыре богородичных праздника, о которых тоже будет позже у нас с вами речь, и восемь праздников Господских. Они называются так, потому что посвящены Господу.

Если мы их расположим хронологически, по порядку смысловому, не так, как они в течение года празднуются и совершаются, а так, как эти события располагались в жизни Христа, то мы увидим, что самый первый из Господских праздников – это, конечно же, Рождество Христово. Жизнь человека начинается в день его рождения. Земная жизнь Христа также начинается в светлый таинственный чудный день Рождества. Рождество – это один из любимых праздников. Обычно дети ждут его с радостью и трепетом, потому что они знают, что будет ёлка, будет красота, подарки, будет много удивительного в этот день, и этот детский праздник становится бедным и ненастоящим каким-то, безблагодатным вне Церкви. Мне приходилось видеть такие нехристианские ёлки рождественские, вернее, новогодние, когда просто дети радуются и веселятся, играют в разные игры, но чувствуется в центре этого празднества пустота, провал, потому что на самом деле, конечно же, праздновать Рождество, не вспоминая о событии, которое лежит в основе этого праздника, совершенно невозможно. Так что мы идем в церковь в этот день, для того, чтобы праздник совершился в своей полноте, мы приводим туда своих детей, и они слышат там Евангелие от Матфея, в котором как раз и повествуется о Рождестве Христовом, о рождении Спасителя. В этот день положено читать начало второй главы Евангелия от Матфея, и говорится в этом Евангелии так:

«Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее. Как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.

Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля. Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою» (Мф 1.18 – 2.12).

Я начала читать это Евангелие не с того места, как полагается по богослужебным правилам, а немножко раньше, захватив еще конец первой главы для того, чтобы более полно вам напомнить, каким образом евангелист Матфей рассказывает о Рождестве Христовом. Он повествует нам о рождении Христа, о поклонении волхвов. Он говорит о том, как мудрецы с Востока, ведомые чудесной звездою, ведомые и своей мудростью прежде всего, потому что они смогли увидеть эту звезду, понять, что это такое, с помощью своих глубоких и тайных знаний, – вот они пришли в Вифлеем и увидели перед собой младенца, принесли Ему дары, поклонились Ему. Это один из возможных путей к Богу. Церковь очень часто истолковывает поклонение волхвов как путь человеческого разума: человек, если он последователен и честен в своем интеллектуальном труде, приходит к Богу. Бывает так, что именно от многой мудрости, от книжной даже мудрости люди приходят в Церковь, потому что мудрость человеческая в вершине своей все-таки ведет ко Христу.

Существует еще и другой путь, другое поклонение, о котором рассказывает евангелист Лука – поклонение пастухов. Эту историю вы тоже помните и знаете хорошо. Пастухи были первыми, между прочим, кто поклонился младенцу Христу. Поклонение волхов совершилось, может быть, даже много позже, многими месяцами позже, чем поклонение пастухов, просто наша традиция соединяет эти два события в пространстве одного праздника. Так вот, пастухи в ночи пасут свои стада, и вдруг является им ангельское воинство на небесах, и слышат они чудное пение: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк 2.14). Тогда ангелы открывают пастухам эту тайну и возвещают им эту великую радость, они говорят: «Ныне родился Христос Господь, идите и поклонитесь ему». Пастухи следуют туда, куда им ангелы указали, и находят там Марию, младенца, Иосифа. Так совершается поклонение пастухов. Это второй путь к Богу – от чистоты сердечной, от простоты, от открытости душевной. Это тоже возможно, и это путь, по которому идут многие и многие. Блаженны чистые сердцем, говорили мы с вами, потому что они увидят Бога. Если в человеке есть эта чистота и простота сердечная, то ему, может быть, великая книжная премудрость и не нужна, потому что он придет к Богу другим путем, только и всего, а потом уже, если захочет, он прочитает разные книги.

Так вот, событие Рождества, поклонение пастухов, поклонение волхвов, и мы вместе с ними участвуем в этом событии. В этот день весь мир приносит Богу подарки: небо Ему дарит звезду, земля – пещеру, а мы приносим Ему свои молитвы, свою радость, свое празднование. Рождество – очень важное событие в жизни любого человека. Может быть, мы говорили с вами, когда речь шла о Книге Бытия, что всегда нужно увидеть начало, поэтому Библия начинается повествованием о начале мира и начале богоизбранного народа. Если мы поймем начало какой-то вещи, какого-то события или человека, то мы поймем тогда очень многое в этом событии, в этой вещи, в этом человеке тоже. Поэтому, созерцая Рождество Христово, мы понимаем, кто такой наш Господь, и мы видим себя лицом к лицу к Нему.

Рождество совершается в тишине, в тайне, в простоте. Наша традиция европейская еще очень любит изображать Рождество в холоде. Нам почему-то хочется думать о том, что младенец родился зимой, когда все было занесено снегом, когда было бы Ему неуютно, если бы не согревали Его животные, которые дышали на Него в вертепе. Есть множество замечательных стихотворений в русской традиции, которые говорят о том, что «младенец родился в лютую стужу, выл ветер, горели пастушьи костры». Нам хочется слышать этот вой ветра, чувствовать эту лютую стужу, кружение снега вокруг пещеры с младенцем, и все это пробуждает в душе человека ощущение того, что действительно Христос очень близок к нам, Он тоже был младенцем беззащитным, каким был каждый из нас. Поэтому нам хочется уже не только преклониться перед ним как перед Богом, Творцом неба и земли, но может быть, даже защитить Его от этой стужи, темноты, и мы понимаем, что мы действительно братья Его благодаря великому чуду Боговоплощения. Господь разделяет судьбу каждого из нас, это величайший Его дар, который превосходит все, что только может совершиться хорошего с человеком. Рождество – радостное событие вступления Бога в человеческую историю, Его прихода не в царственном величии, а в малости младенца, в смирении, в простоте.

Следующий Господский праздник, который наступает через сорок дней после Рождества, это праздник Сретения Господня. Существовала традиция такая в еврейском народе: на сороковой день младенца-первенца приносили в Храм Иерусалимский и приносили также положенные жертвоприношения, посвящая тем самым эту новую жизнь Богу. В Евангелии от Луки рассказывается о том, как принесли Мария и Иосиф младенца Христа в Иерусалимский Храм. Вот что там произошло:

«А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных. Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал:

Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко,
по слову Твоему, с миром,
ибо видели очи мои спасение Твое,
которое Ты уготовал пред лицем всех народов,
свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.

Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец. Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме. И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем» (Лк 2.22-40).

Это рассказ евангелиста Луки о событии Сретения Господня. Младенец приносится в храм, и Он встречается там с пророком Симеоном и пророчицей Анной. Симеон Богоприимец – это удивительный персонаж. Предание говорит о том, что он был одним из семидесяти мудрецов, которые осуществили некогда перевод Ветхого Завета с еврейского языка на греческий, и таким образом появилась та греческая Библия, которую мы называем Септуагинта, то есть перевод семидесяти толковников, семьдесят мудрецов. Говорят, что это событие совершалось следующим образом: каждый из этих мудрецов, переводчиков, во время работы должен был находиться в полном затворе, он переводил один. Потом, когда сличили, сравнили семьдесят вариантов перевода, оказалось, что они совпали до единого слова, и тем самым было удостоверено, что перевод этот совершался не просто человеческой мудростью и умением, но совершался он действительно Духом Святым, иначе невозможно было бы достичь этого единства. Предание это, конечно, очень красивое. На самом деле, перевод Библии на греческий язык был великим шагом в проповеди единобожия, потому что все-таки еврейский народ – это маленький и замкнутый народ, и далеко не все люди на белом свете в те времена знали иврит. Напротив, греческий язык был языком мировой образованности. В любой город можно было приехать, в любую даже маленькую деревню, и найти там хоть какого-нибудь человека, который немножко понимает по-гречески. Как сейчас английский язык является языком мирового общения, точно так же во времена земной жизни Христа таким языком был греческий, и поэтому перевод Библии на греческий язык означал, что эта книга из священной книги маленького народа становится духовным достоянием всего человечества.

Так вот, Симеон Богоприимец, старец Симеон был одним из переводчиков, которые трудились над этим переводом Священного Писания, и ему было предсказано, что не умрет он, пока не увидит Христа Господня. Поэтому для старца Симеона встреча со Христом означала самую великую радость в его жизни и в то же самое время она означала день его смерти. Симеон был первым человеком, который умирает во Христе, он видит перед собой этого младенца, и душа его несет образ младенца Христа перед собою, когда он шествует в объятия смерти. Он первым умирает в твердой надежде, он увидел спасение перед собой, и теперь ему уже не страшно перешагнуть этот порог. Он переступает не только порог храма, но и порог своего земного пути, но он делает это с верою и с надеждой, потому что видели глаза его спасение всех народов, и держал он на руках того младенца, в котором наконец-то воплотились все надежды человечества. Сретение – радостный праздник, это день, когда мы празднуем встречу Ветхого и Нового Завета, когда совершается уже переход из одного мира в другой, переход в совершенно новую жизнь, и старец Симеон – это один из первых людей, а может быть, и самый первый, кто совершает этот переход. В последний день своей жизни он живет уже в эпоху Нового Завета.

Сретение Господне отмечается 15 февраля, то есть ровно на сороковой день после Рождества Христова. Я даты все называю по новому cтилю, потому что все-таки мы живем по этому календарю, он у нас перед глазами все время, и очень важно нам не пропустить праздник. Так что 15 февраля бывает Сретение Господне.

Следующий по смыслу праздник – это Крещение Господне. Мы с вами оставляем младенца Христа сорокадневного. После этого в Евангелии есть еще единственный эпизод, который говорит о том, как двенадцатилетний мальчик Иисус ходил в Иерусалим на праздник со своими родителями. Далее до тридцатилетнего возраста мы никаких подробностей не знаем. Он жил в Назарете со своими родителями, видимо, унаследовал профессию своего приемного отца Иосифа, Иосиф был каменщиком и плотником. Жизнь текла смиренно, сокровенно и спокойно. Иисус ничем не отличался от других людей, почему потом и будут такие трудности с принятием Евангелия у Его соседей, которые вместе с Ним жили в Назарете. Они слишком хорошо его знают, они говорят: «Не плотников ли Он сын? не Его ли мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? И сестры его не все ли между нами?» (Мф 13.55-56). Имеются в виду либо двоюродные братья и сестры, либо дети Иосифа от первого брака. Но все равно, они знают Его семью, в Назарете Его знают как совершенно обыкновенного человека. Поэтому так трудно поверить, что это и есть Христос, это и есть Мессия. «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем» (Мф 13.57), – скажет Господь. Так вот, жизнь Его радикальным образом меняется в день Крещения. Здесь нужно нам с вами вспомнить, как это рассказывается в Евангелиях.

Крещение Господне связано с именем замечательного святого Иоанна Крестителя, Иоанна Предтечи. Мне о нем особенно радостно и страшно говорить, потому что моя церковь приходская посвящена именно святому Иоанну Предтече. Чесменская церковь – это храм Рождества Иоанна Крестителя, и Иоанн Предтеча является нашим покровителем небесным. Это один из самых удивительных людей в Священном Писании. О нем Господь сказал, что не было среди рожденных женами большего, чем Иоанн Креститель, то есть среди людей он первый, он равен ангелам, и в то же самое время он прожил жизнь удивительно смиренную. При том, что слово его звучало, при том, что властители земные боялись его и считались с ним, все равно в Иоанне Предтече было величайшее смирение. Когда он видит перед собой Христа, он говорит ученикам своим: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин 3.30). Одно из величайших искушений человеческих – это искушение властью, причем властью не грубой физической, а духовной. Иоанн Предтеча действительно настолько ангелоподобен, он так свободно пропускает божественный свет, он так свят, что он с радостью отказывается от этой духовной власти. Он говорит своим ученикам «Вот Он, идите к Нему». Согласно Евангелию от Иоанна, среди апостолов, среди первых учеников Христа были люди, которые следовали за Иоанном Предтечей, и именно он отправил их ко Христу. Он сказал: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин, 1:29). Идите к Нему и научитесь».

Так вот, Иоанн Предтеча, Иоанн Креститель проповедует на берегах реки Иордан, проповедует покаяние во оставление грехов. В знак покаяния, в знак очищения его ученики входят в воды реки Иордан и совершают крещение, «баптизму» по-гречески, омовение. И вот среди толп народа, которые приходят на берега Иордана в пустыню, чтобы услышать проповедь Иоанна Крестителя, оказывается и Сам Господь, причем Господь просит крещения у Иоанна. Иоанн говорит Ему: «Я не достоин развязать ремешки сандалий Твоих, как же Ты хочешь, чтобы я Тебя крестил?» Но Господь ему на это говорит: «Так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф 3.15), и Он на общих основаниях, что называется, вместе с народом входит в воды Иорданские, хотя Он единственный, Кому это было не нужно. Проповедь Иоанна Предтечи была обращена ко всем, кроме Иисуса, потому что Он единственный, Кто не имел никакого греха, а значит, не имел никакой необходимости очищения от этого греха. И однако, Господь входит в эту воду Иорданскую, которая стала уже темной и тяжелой от грехов наших. Он входит туда, и в этот момент совершается такое удивительное чудо: Иоанн Предтеча видит раскрывшиеся небеса, видит Духа Свята в виде голубя, Который спускается на Христа, и слышит глас с небес, глаголющий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф 3.17).

Так евангелисты рассказывают о Крещении Господнем. Этот день, этот праздник Крещения, или Богоявления, очень важен для нас потому, что, во-первых, в этот день человек по имени Иисус и являет Себя как Сын Божий, Он выходит на проповедь, начинается Его служение, начинается Его путь, когда Он рассказывает о Евангелии всему миру. А во-вторых, этот праздник называется еще Богоявлением, потому что в этот день впервые в истории людям является с такой открытостью, с такой явственностью Святая Троица: Иоанн Креститель слышит глас Бога Отца, видит перед собою Сына Божия и видит Духа Свята, Который в виде голубя спускается к нему. Таким образом, все три лица Святой Троицы совершенно явлены Иоанну Предтече, и он является свидетелем этого чуда и этой тайны. Поэтому в традиции нашей праздник Крещения Господня называется еще иначе Богоявление. Мы отмечаем Крещение 19 января.

Период от Рождества до Крещения в народе носит название Святки. В это время поста не бывает, в это время нужно радоваться, веселиться, очень много всяких празднований веселых попадает на Святки, в это время всегда приподнятое настроение, и завершается это чудесным праздником Крещения Господня, когда совершается освящение воды. Когда мы приходим на освящение воды, то, конечно, это день сложный, потому что все, даже те, кто никогда в жизни не ходит в церковь, берут самую большую банку и идут на водосвятие. Может, иногда такая суета мешает нам услышать водосвятную молитву. А вы ее послушайте когда-нибудь, вы соберитесь для того, чтобы эти слова проникли в ваше сердце. Молитва водосвятная дивной красоты, в этой молитве вспоминаются все чудеса, все великие деяния Божии, которые были совершены при сотворении мира, и говорится о том, что весь тварный мир есть не что иное, как великая поэма, гимн. Священник говорит, совершая эту молитву: «Тебя воспевают звезды, Тебе радуются небеса, Тебе воды откликаются»… Получается, что весь мир – это симфония хвалы Богу, и именно это становится важно для понимания самого действия освящения воды. Оказывается, что природная стихия, вода, освобождается от своей отягощенности грехом, она возвращается к своей первозданной чистоте, прозрачности, красоте, которую для нее предназначил Господь, и поэтому вода может стать носительницей благодати Господней.

Следующий Господский праздник, который мы празднуем – это Преображение Господне. Преображение совершается 19 августа. Это время сбора плодов, и поэтому в народе Преображение Господне иначе называется Яблочный Спас. В этот день принято приносить в храм плоды. Раньше-то все приносили, конечно, плоды из своего сада, то, что вырастили сами. Теперь уже как можем, если не свои яблоки, то уж хотя бы те, которые мы заработали своим трудом. Преображение – это праздник, когда божественный свет наполняет небо и землю, просвещает все и изливается на дары земные и плоды наших трудов. Преображение Господне есть воспоминание о событии, которым начинается Крестный Путь Спасителя. Тогда, когда уже была определена Его земная судьба, когда уже было ясно, что в очень скором времени силы темные приведут Его к смерти, Господь решил показать ученикам Своим славу Свою для того, чтобы они знали, что Его смерть, Его Крест – это будет страдание вольное, не стечение обстоятельств и злых сил, которые ополчаются на Бога, но Его свободный выбор прежде всего. Он хочет подняться на Крест, потому что это необходимо для спасения нашего. Это путь любви Божьей, которая свободно выбирает пройти через смерть ради спасения человечества. В песнопениях церковных на Преображение Господне так и говорится: «Да егда Тя узрят распинаема, страдание да уразумеют вольное», то есть поймут, что Ты страдаешь добровольно, а не являешься жертвой. Именно ради этого Господь являет своим ученикам это великое чудо. О нем рассказывает евангелист Матфей такими словами:

«По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мф 17.1-9).

Событие Преображения прекрасно и радостно тем, что это явление божественного света. Через земную природу Спасителя вдруг становится явственно видна Его Божественность. Одежды Его становятся белее, чем белильщик на земле может выбелить, лицо Его сияет ярче, чем солнечный свет, и апостолов охватывает одновременно страх и радость. Они падают сначала ниц, и это нормальная реакция человека перед лицом Бога, потому что мы ничего не можем сделать другого, кроме как упасть на колени перед этим величием, красотою, перед этой правдой, которая стоит прямо перед нами, лицом к лицу. Но затем апостолы говорят: «А нельзя ли нам остаться здесь навсегда? Хорошо нам здесь быть, давай построим три кущи и вниз с этой горы больше не пойдем». А Господь им говорит: «Нет, мы должны с вами вернуться».

Преображение – это радость, которая начинает Крестный Путь. Следующие Господские праздники имеют отношение к Пасхе. У них не существует твердой даты, а всегда определяется число, когда эти праздники совершаются, по отношению к Пасхе. Следующий Господский праздник, получается, пятый, это Вход Господень в Иерусалим. Это праздник, который мы отмечаем за неделю до Пасхи. Последнее воскресенье перед Пасхою в народе называется Вербное Воскресенье, а на самом деле это Вход Господень в Иерусалим. Почему Вербное Воскресение? Потому, что когда Господь входил в Иерусалим, народ кричал Ему «Осанна! Благословен грядущий во имя Господне!» (Ин., 12:13). Люди постилали одежды свои на Его пути и бросали Ему под ноги цветы и пальмовые ветки. Кстати сказать, на Западе этот день так и называется Пальмовое Воскресенье, потому что там люди приходят в храм с пальмовыми ветками, где они есть. У нас пальмы не растут, и мы приносим в церковь вербу в день Входа Господня в Иерусалим. Принимая участие в этом торжестве, мы встречаем Господа, Который приходит в святой город для того, чтобы совершить там Свое великое дело. Этот день одновременно и очень радостный, и очень грустный, потому что люди принимают Христа как царя и как Сына Божия, но мы-то знаем, что те же самые люди через несколько дней будут кричать уже не «Осанна!», а «Распни его!»

Вход Господень в Иерусалим – это вход в Страстную Неделю, удивительный период церковного года, когда мы попадаем в пространство реальных событий, предшествующих Кресту и Воскресению. В это время совмещается то, что было, и то, что есть сейчас, службы церковные шаг за шагом совмещают наше время историческое с временем сакральным, и мы вместе с Господом проходим шаг за шагом Страстную Неделю, которая находится между Входом в Иерусалим и светлым Христовым Воскресением.

Итак, праздник Входа в Иерусалим празднуется ровно за неделю до Пасхи. Другой праздник Господский, который определяется по отношению к Пасхе, это Вознесение Господне. Вознесение празднуется на сороковой день после Воскресения, после Пасхи, поэтому Вознесение всегда бывает в четверг, но число каждый год мы должны определять заново. Вознесение Господне – чудный день и чудный рассказ. Рассказывается в Евангелии от Луки и в Деяниях апостолов, автором которых тоже является апостол и евангелист Лука, о том, что сорок дней после славного Своего Воскресения Господь ходил по земле и был рядом со Своими учениками. На сорокой день он поднялся вместе с ними на гору Елеонскую, попрощался с ними и сказал им: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16:15), «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф 28.20). С этими словами радостными Господь стал подниматься на небо. Апостолы стояли в удивлении, видимо, лица у них были очень озадаченные и даже расстроенные.

«И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян 1.10-11).

Так вот, Вознесение Господне тоже очень двойственно. В нем есть и какая-то печаль, потому что Господь видимым образом теперь уже сокрыт, Он поднялся на небеса, растворился в синеве небесной, и больше мы Его не видим рядом с нами лицом к лицу. Но с другой стороны, именно этот Его уход позволяет Ему быть с нами невидимо всегда. Всякий раз, когда мы совершаем Литургию, прежде всего, и всякий раз, когда мы просто собираемся во имя Божие, «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18.20), говорит Христос. Вознесение – это праздник, когда мы вспоминаем слова Господа «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф 28.20). Видимым образом Он уходит, но таинственным, мистическим образом Он становится ближе к каждому из нас после Своего ухода.

Следующий из этого ряда двунадесятых праздник – Троица, которая празднуется через десять дней после Вознесения Господня. Троица – день рождения Церкви, воспоминание о том удивительном дне, когда апостолы находились в молитве в горнице Иерусалимской и Дух Святой в виде языков пламенных осенил первую общину. С этого момента начинается шествие Церкви в ее силе, в ее убежденности, в ее наполненности Духом Святым, начинается проповедь Евангелия. В Деяниях апостолов рассказывается, что сразу после сошествия Святого Духа апостол Петр говорил к народу, и случилось чудо, потому что все слышали его так, как будто он говорил на их родном языке. Каждый человек слышал апостола Павла так, как если бы это был язык его матери, на котором мы узнаем самые важные слова. В этом есть символический смысл, потому что Пятидесятница, Троица – это преодоление вавилонского греха. Вы помните, что в Книге Бытия есть история про Вавилонскую башню, про то, как люди решили воздвигнуть столп до небес и прийти на небо своими силами, но Господь разрушил их планы честолюбивые, греховные и кощунственные, смешав языки. Люди перестали понимать друг друга, имперская башня разрушилась. Так происходит разделение языков. В день Пятидесятницы, в день Троицы, напротив, рушатся языковые барьеры, Петр говорит, и все его слышат так, как если бы он говорил на их родном языке. Троица чудный праздник, радостный, замечательный, когда мы отмечаем день рождения церкви.

Последний из этой череды Господских праздников, входящих в круг двунадесятых праздников, – это Воздвижение Креста Господня. Оно отмечается 27 сентября, и в этот день мы празднуем историческое событие, которое уже не имеет отношения к земной жизни Христа, но имеет отношение к судьбам Церкви. В этот день мы вспоминаем, как некогда царица Елена, мать императора Константина, отправилась в Иерусалим для того, чтобы там найти Крест Господень. Ей это удалось, она действительно нашла Крест Господень, который совершал тогда всякие чудеса. Воздвижение Креста Господня для нас означает духовную победу христианства над языческим миром. Мы празднуем этот день как день правды, как день, когда совершается спасение мира, действительно. С другой стороны, это еще и праздник поклонения Кресту. Крест – это предмет любви для любого христианина, мы все носим крест и радуемся Кресту, и целуем его в храмах. Крест, орудие смерти, орудие казни даже в Римской империи, становится для нас знаком жизни. Это и есть древо жизни. В древней традиции христианской существует изображение процветшего Креста, когда Древо Крестное действительно пускает побеги, на нем цветы распускаются. Крест через смерть дает нам жизнь, через страдания и кровь Господа приводит нас к вечной радости. День почитания Креста – это день осознания нашей судьбы, потому что на самом деле судьба любого христианина и состоит в крестоношении, с одной стороны, а с другой стороны, в этом удивительном претворении страдания в радость, в этом переходе к настоящей жизни, к жизни вечной, можно сказать.

Таковы Господские праздники, их восемь. Напомню вам, это Рождество Христово, которое мы празднуем 7 января, Сретенье Господне, 15 февраля, 19 января – Крещение Господне, или Богоявление, 19 августа – Преображение Господня, за неделю до Пасхи празднуется Вход Господень в Иерусалим, на сороковой день после Пасхи мы отмечаем Вознесение Господне, на пятидесятый день после Пасхи всегда падает Троица или Пятидесятница, и последний, восьмой Господский праздник, Воздвижение Креста Господня, Церковь отмечает 27 сентября.

http://azbyka.ru

Просмотров (164)

Перейти к верхней панели