Беседа 8 И ВО ЕДИНОГО ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА

Марина Михайлова

Мы с вами продолжаем наши беседы о Символе Веры. Мы говорили уже о том, что Церковь нас учит веровать «во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым». В прошлый раз речь шла о том, что история сотворения мира, великое утверждение, что Бог есть Творец всего видимого и невидимого, неба и земли, объясняет нам во многом, кто мы такие, потому что история сотворения мира обращена к истории человека. Человек оказывается удивительным существом, которое стоит посредине мира: с одной стороны, человек является частью природы материальной, а с другой стороны, человек – это единственное из сотворенного, что обращено по-настоящему к Богу. Человек есть некий мост между природой и Богом. Как говорили Отцы, человек есть животное, которое призвано стать Богом. Такова удивительная тайна человека. Он может опуститься до уровня животного, и дурного животного, потому что всякий шаг назад по лестнице духовного восхождения – это на самом деле падение в пропасть, конечно же, не просто шаг назад. С другой стороны, человек может и соединиться с Богом, такая задача великая стоит перед человеком.

Задачу соединения с Богом становится возможно осуществить именно и только во Христе, именно благодаря великой тайне Боговоплощения. Сегодня мы с вами продолжаем наше движение по Символу Веры. Далее там говорится, что мы веруем «во Единого Господа Иисуса Христа». Мы переходим к разговору о втором Лице Пресвятой Троицы.

Что означают для нас эти слова: «веруем во Единого Господа Иисуса Христа»? Для начала посмотрим значение каждого из этих слов, из этих имен в отдельности.

Что такое «Иисус»? Это просто имя, обыкновенное иудейское имя. «Иисус» или «Иешуа» по-древнееврейски означает «Бог помогает» или «Яхве спасает». Можно перевести это имя как «Спаситель». В библейских книгах упоминаются человек девять, наверное, которые носили имя Иисус. Самый знаменитый из них – это преемник Моисея Иисус Навин, который вступил в Землю обетованную. Автором Книги Премудрости является Иисус, сын Сирахов. Это обычное нормальное иудейское имя, однако Господь получает это имя не случайно. Когда евангелист Лука повествует о Благовещении, он приводит слова Архангела Гавриила: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус» (Лк 1.30-31). Затем, как вы помните, ангел явился во сне Иосифу и сказал:

«Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит:

се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.

Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее. Как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус» (Мф 1.20-25).

На первый взгляд, налицо некоторое противоречие в этом тексте, потому что Ангел сообщает имя Иисус, а в пророчестве названо имя Эммануил: «И нарекут имя ему Эммануил». Евангелисты как будто и не видят этого противоречия, а для нас оно может стать моментом сомнения. Чтобы преодолеть это затруднение, снова вспомним то, о чем уже говорили – что Библию нельзя читать буквально. К данному тексту также нужно подходить только духовно: «Буква убивает, а дух животворит» (2 Кор 3.6), как говорил Апостол Павел. Пророчество сбывается не по букве, а в глубине, по смыслу, потому что Эммануил означает «С нами Бог», и Бог действительно становится одним из нас в таинстве Рождества. Он отныне и навеки вполне с нами во всех проявлениях жизни.

Евангелист Лука уточняет, он говорит: «По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве» (Лк 2.21). На восьмой день происходит обрезание Господне и наречение имени, как это полагалось для любого человека.

Далее. Что означает слово Христос? Это греческий перевод еврейского слова Мессия, Машиах, что означает «помазанник». Строго говоря, Христос – это не имя даже, а обозначение священной должности, особого сакрального статуса человека, который называется этим словом. Дело в том, что народ Израиля в течение многих веков ожидал Мессию, избавителя, помазанного единственного спасителя. Традиция помазания на царство появилась в очень древние времена в еврейской традиции, и помазание означало пребывание Духа Святого на человеке, пребывание всей полноты благодати в нем. Мессия в ветхозаветном представлении должен был в себе реализовать всю полноту того духовного дара, который символизировало помазание, и Мессия был некто неизвестный, но ожидаемый с надеждой, потому что о нем возвещали пророки в Духе Святом. Очень многое о Христе, о Мессии, было уже сказано в Писании: говорилось о том, каким значимым будет Его приход для людей, даже некоторые черты Его личности и характера описаны были в книгах Ветхого Завета, но было неизвестно, кто это будет, никаких конкретных точных исторических указаний, конечно, не было.

Бог заранее готовил и возвещал пришествие Своего Сына. Считается, что самое первое указание на грядущее пришествие Спасителя, Мессии, Христа существует в Книге Бытия, в этом самом первом тексте канона Священного Писания. После грехопадения Господь Бог проклял змея и сказал ему: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; он будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт 3.15). О чем говорится в этом обетовании Божьем? О том, что змей одержал временную победу, но, несмотря на этот успех, зло не будет торжествовать всегда, оно будет побеждено, и победителем явится потомство жены. Слова «семя жены» Отцы Церкви истолковывали как наименование грядущего Искупителя, поэтому этот стих получил название Протоевангелие, Первоевангелие. Очень многие Отцы – святые Иустин, Ириней, Иоанн Златоуст – считают, что это обетование относится, конечно, не к Еве, а к Марии, потому что она послужила тайне воплощения Сына Божия. Аврааму Господь обещал: «Благословятся в тебе все племена земные» (Быт 12.3). Это тоже обетование того, что из рода Аврамова произойдет Спаситель. Другой ветхозаветный прообраз Христа – это царь Давид, который был помазан на царство пророком Самуилом. Очень многие книги Ветхого Завета, прежде всего, конечно, Псалтирь и книги пророческие, особенно книга пророка Исайи, полны напряженного ожидания будущего Мессии, они провозглашают его грядущий приход.

Когда мы ставим рядом эти два имени Иисус Христос, мы не всегда понимаем, что совершаем очень важную вещь: мы соединяем человеческое имя и именование божественной сакральной миссии. Произнося вместе эти слова, Иисус Христос, ставя их рядом, мы исповедуем, что человек по имени Иисус – это и есть тот самый Христос, которого ожидал избранный народ, это и есть Сын Божий, в Котором все ожидания, все чаяния человеческие наконец воплотились. Дело как раз в том и состоит, что человек и Бог едины во Христе Иисусе. Когда апостол Павел обратился, то это произошло прежде всего потому, что он вдруг понял, ему вдруг открылось, что тот светоносный Бог, который ему явился на пути в Дамаск, и тот галилеянин Иисус, которого он гнал так яростно и последовательно – это одно и то же лицо. Обращение апостола Павла произошло тогда, когда он совместил историческую личность Иисуса с тем ожиданием Христа, Мессии, которое было в его душе, как и в душе любого правоверного настоящего иудея. Когда он соединяет вместе эти две вещи, эти два откровения, тогда он становится христианином.

О жизни Христа рассказывает нам книга под названием Евангелие. Греческое слово «Евангелие» означает «радостная весть», «благая весть», «радостная новость». Так сам Господь называл свое учение, говорил: «Проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам» (Мф 24.14). Или другие слова Господа: «Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк 1.15). После Воскресения Он говорит апостолам: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк 16.15).

Евангелие – радостная весть. Для нас Евангелие – это прежде всего книга, которую мы призваны читать и перечитывать. До середины I века Евангелие существовало в устойчивой устной традиции. Восточная культура во многом связана с запоминанием наизусть каких-то изречений, рассказов и даже очень больших текстов. Сама жизнь, само воспитание восточного человека позволяло ему удерживать в своей памяти большие тексты, именно поэтому первая община могла достаточно точно сохранять Евангелие, пока еще не записанное. Затем уже к середине I века возникла необходимость записать благовествование, и тогда слово «Евангелие» стало обозначать повествование о жизни и учении Спасителя, которое было записано апостолами. Евангелие читалось на молитвенных собраниях, особенно внимательно его прочитывали при подготовке к Крещению. Важнейшие христианские центры I века, такие как Иерусалим, Антиохия, Рим, Эфес, другие города, имели свои Евангелия, но в канон Священного Писания вошли только четыре Евангелия. Церковь признала их боговдохновенными, то есть написанными в Духе Святом.

Это Евангелия от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна. Это словечко, предлог «от», по-гречески «kata», может, точнее было бы перевести как «по»: по Марку Евангелие, по Луке, то есть Евангелие, которое мы знаем по рассказам, восходящим к тому или иному евангелисту. Евангелие не стали сводить в единый текст, хотя мы вами говорили в прошлый раз, что, к примеру, Книга Бытия была создана в результате соединения нескольких повествовательных традиций. Теоретически такая возможность – взять, предположим, четыре текста и сделать из них один – существовала, но все-таки первые христиане решили сохранить различные точки зрения, сохранить четыре рассказа, повествование от четырех евангелистов, хотя еще во II веке была предпринята первая попытка создать единое повествование: Татиан написал книгу, которая называлась «Диатессарон», Евангелие от четырех, где рассказы четырех евангелистов были объединены.

Когда мы читаем Евангелия, мы должны помнить о том, что эти книги не являются историческими трудами, и Святой Дух удостоверяет не скрупулезность в передаче фактов, а духовную точность и духовную правду. Священные писатели были свободны в своем труде, отсюда и какие-то несовпадения, кажущиеся противоречия между изложением разных евангелистов. В этом как раз, с моей точки зрения, есть большая правда. Если мы будем вместе с нашими близкими описывать, предположим, вчерашний день, то понятно, что наши рассказы не совпадут, мы не можем написать одинаково. Хотя нет никаких сомнений в том, что мы прожили этот день, и прожили его в одном пространстве, и наш опыт очень похож, но это будут разные рассказы. Точно так же некоторые расхождения в четырех Евангелиях свидетельствуют как раз об их подлинности, и просто фактической, и духовной подлинности. Ничего не стоило бы отредактировать текст, устранить в нем все неясные или противоречивые моменты. Церковь не сделала это именно потому, что дорожит правдивостью, истинностью повествований, восходящих к ученикам Господа.

Стоит сказать и о том, что часто противоречия, в которых воинствующие атеисты любят уличать евангелистов, являются мнимыми. Приведу простой пример. В Евангелии от Матфея мы читаем Нагорную проповедь, а евангелист Лука приводит те же слова Господа, предварив их замечанием, что «стал Он на ровном месте» (Лк 6.17). Конечно, наблюдательный критик Евангелия спросит, так на горе или на ровном месте была произнесена эта проповедь? Если мы отправимся в Святую Землю и посмотрим на это место, мы увидим, что это возвышенный берег Тивериадского озера (то есть гора, или во всяком случае высокий холм), но вершина этой горы плоская (так что Господь и впрямь стоял на ровном месте).

Мы говорили уже том, что Священное Писание есть богочеловеческая Книга: это книга, в которой сказывается Господь, но в то же самое время личность священнописателя никак не уничтожается. В каждом из Евангелий отражается еще и личность того апостола, к которому восходит данная традиция. Евангелия, при всех своих отличиях, все-таки едины. Понятно, что в них повествуется об одном и том же человеке и об одном и том же великом духовном событии.

Если мы посмотрим, что делал Господь, когда Он вышел на проповедь, то мы увидим, что у Него было три важнейших дела, три задачи стояли перед Ним: во-первых, Он учил, проповедовал, во-вторых, Он исцелял, помогал людям, в-третьих, Он строил Церковь, создавал общину.

Когда учил Господь, то Он не толковал Писание подобно книжникам, раввинам, но учил от Своего лица. Он говорил: «В Законе Моисеевом сказано то-то и то-то, а Я говорю вам…» – и дальше Он уже излагал собственное учение. Евангелия донесли до нас учение Господа в очень большой полноте. Прежде всего это вышеупомянутая Нагорная проповедь. Ядром Нагорной проповеди, ее центром, являются Заповеди Блаженства. Мы повторяем их на каждой Литургии, и вы их, конечно, хорошо знаете, но я все-таки вам еще раз напомню этот чудный текст евангельский:

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать
и всячески неправедно злословить за Меня.
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах»
(Мф 5.3-12).

Заповеди Блаженства – довольно странный текст, потому что Христос утверждает, что блаженны, то есть достойны благодати, причастны к небу, те люди, которые с точки зрения мира сего, напротив, самые ничтожные и самые отверженные. Смотрите, говорит Господь: «Блажены нищие духом», а у евангелиста Луки это еще категоричнее сказано, там отсутствует слово «духом», просто – «блаженны нищие». Кто такие нищие на наш взгляд человеческий? Это те, кто уж всяко никаким блаженством не обладает. Они жалкие, они какие-то ничтожные, грязные и непонятно какие. А Господь говорит: «Блаженны нищие духом».

Иногда это выражение, «нищие духом», вызывает некоторые вопросы: что это означает? Кто такой нищий духом? Люди недоумевают именно потому, что они думают, что духовная нищета – это то, что противоположно духовному богатству в нашем понимании этого слова, а мы считаем духовно богатым человека, который хорошую музыку слушает классическую, книжки читает хорошие и так далее, который приобщен ко всей сокровищнице мировой культуры. Он богатый духом. А чего же тогда хорошего быть нищим духом, ни одной книжки не читать? На самом деле, конечно, здесь речь идет о другом, вовсе не о культурном уровне каком-то или его отсутствии. Речь идет о том, что человек может ощущать себя духовно богатым, то есть самодостаточным, прочно стоящим на земле, и тогда ему Бог не нужен. Он никогда не придет в Царство Небесное, потому что ему и так хорошо, он знает про себя, что он умный, опытный, что он богат духовно, у него много есть такого, что он может сделать своей опорой. Поэтому человек, который ощущает себя духовно богатым, никогда не придет к Господу, ему Господь ничем не поможет. Напротив, человек может быть нищим духом, он может ощущать какую-то неполноту огромную в своей жизни. Кстати сказать, именно те люди, которые духовно развиты, которые способны к какому-то настоящему созерцанию и размышлению, они-то и ощущают себя нищими духом. В свое время великий мудрец греческий сказал: «Я знаю, что я ничего не знаю». Это был Сократ, и уж Сократ много знал, но именно от своего знания он пришел к ощущению того, что он ничего не знает. Мудрый человек понимает, насколько неисчерпаем, насколько сложен и богат мир, как трудно сказать: «Я что-то знаю об этом мире», как невозможно это сказать. Поэтому эта самая нищета духовная как раз и связана с развитостью души, это переживание такого сердца, которое уже вступило на путь духовный. Так вот, «Блаженны нищие духом, – говорит Господь, – потому что их есть Царство Небесное». Только тот человек, который ощущает себя нищим, который понимает, что он без Бога ничто, только он и может стремиться к Царствию и надеяться войти туда, согласно обетованию Божию.

«Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. (Мф 5.4-7).

Здесь везде как раз говорится о том, что Господь восполняет нашу нищету, дает то, чего нам не хватало. Если человек плакал, если он был способен проливать слезы по какому-то поводу, то он может надеяться на утешение. Если человек искал и жаждал правды – такие слова сильные «алчущие и жаждущие правды»: человек алчет и жаждет правды так же, как, не знаю, хлеба и воды голодный, – так вот, если у человека было это желание, это стремление, если он испытывал в правде острый недостаток, то он будет восполнен, Господь ему даст насыщение правдой. Кто способен был миловать, тот будет помилован.

«Блаженны кроткие, потому что они наследуют землю»: это тоже очень интересно, потому что по логике падшего мира кроткие как раз никогда в жизни ничего не наследуют в этом мире. Они всегда остаются где-то в стороне, потому что кротость как способность к смирению, к скромности совсем не популярна в этом мире. Как раз этой землей владеют, и очень твердо владеют те, кто кротость в себе преодолел, даже если она когда-нибудь и была. Но Царстве Божием все будет наоборот, кроткие наследуют землю. Почему так? А потому, что кроткий человек смирен. Кроткий сумел уступить первое место Богу, укротить себя, укоротить, собраться в маленькую точку и не занимать больше места, чем подобает человеку, который есть «черепок из черепков», как, помните, говорил пророк Исайя. Кроткие – те, кто способен дать воле Божьей совершаться, дать Господу править этим миром. Именно поэтому кротким можно доверить эту землю. Они ее наследуют, потому что они на ней ничего не испортят. Людям, которые стремятся к власти, часто кажется, что они умные и знают, как надо, они знают, как человечество сделать счастливым. Коммунисты твердо знали, как нужно всех нас осчастливить, но получилось очень грустно. В этом как раз не было кротости, не было смирения. Кроткий – это тот, кто дает возможность воле Божьей совершаться, и поэтому кроткий ничего на земле не испортит, а наоборот, он ее способен привести к расцвету даже.

Дальше в Заповедях Блаженства говорится: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф 5.8).. Чистый сердцем человек способен увидеть Бога. Эта тема многократно повторяется в проповеди Христовой. Он разные притчи говорит о том, что если око твое чисто, то тогда и все существо твое светло, а если нет, то все темно. Так странным и таинственным образом связана чистота сердечная, простота, может быть, детскость, незапятнанность грехами со способностью видеть Бога. Если это утверждение перевернуть, то получится, что мы не видим Бога, потому что мы грязные сердцем. Не потому, что Он далеко от нас или Его нет, а просто потому, что слишком грязное у нас сердце, затемнены наши очи духовные. Если мы сумеем немножечко очистить сердце, мы сможем увидеть Его.

Заповеди Блаженства – удивительная проповедь, потому что она переворачивает все в этом мире. Она совершенно меняет систему ценностей. Если языческий мир жил такими ценностями, как власть, богатство, ум, интеллект, и, собственно говоря, человечество продолжает именно на эти вещи ориентироваться, то Господь говорит: нет-нет, есть другие вещи, которые и приближают человека к Богу, и эти ценности никак не совпадают с той системой, которую предлагает этот мир, они совсем другие.

Далее. Что касается чудес и исцелений, которые Христос совершал и которым посвящены многие и многие страницы Евангелия, мы можем увидеть во всех этих чудесных деяниях Господних одну общую черту: Он никогда не творил чудес напоказ, для того, чтобы произвести впечатление на народ. Одно из искушений Христа, которые Он прошел в завершение Своего сорокадневного поста после Крещения, как раз и состояло в том, чтобы совершить чудо. Сатана говорит Господу: «Ты прыгни с края крыши храма, и тогда все увидят, как ангелы подхватят Тебя». Но Господь ему говорит на это: «Нет, Я этого не сделаю, потому что сказано в Писании: «Не искушай Господа Бога твоего»». Сатана предлагает Господу совершить чудо ради чуда, просто для того, чтобы продемонстрировать свою божественность, свою власть и силу, но Христос этого не делает. Почему же тогда Он потом творит чудеса? Почти всегда это были чудеса милосердия. Он исцеляет больных, дает зрение слепым, изгоняет бесов из бесноватых, даже воскрешает мертвых во исполнение пророчества Исайи. Апостол и евангелист Матфей говорит о том, что сбывается реченное через пророка Исайю, который говорит: «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни» (Мф 8.17). Чудеса Христовы – это чудеса милосердия прежде всего.

Что же касается Его третьего великого дела, которое Он совершил, строительства Церкви, создания общины, то Евангелие очень радостно рассказывает о том, как это начиналось. Вы наверняка помните рассказ о призвании галилейских рыбаков. Когда Господь проходил близ моря Галилейского, он увидел Симона и Андрея, брата его, которые закидывали сети в море, потому что они были рыболовы. Иисус им говорит: «Идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков. И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним. (Мк 1.17-18). Затем Он прошел еще немного и увидал Иакова Зеведеева и брата его Иоанна, они также были в лодке, чинили свои сети. Он призвал их тоже. Они оставили свои сети, своего отца в лодке с работниками и последовали за Ним. Другой рассказ о призвании апостольском относится к евангелисту Матфею. Иисус видит человека, который сидит у сбора пошлин, и говорит ему: «Следуй за мной». Он встал и последовал за Ним.

Если мы вспомним Евангелие от Иоанна, то увидим, что Симон, Петр и Андрей, может быть, даже видели Господа раньше, когда Он приходил на Иордан, но в данном случае неважно, первая это встреча была или не первая. Важно другое. Иисус говорит каждому из них: «Иди за мной». Ответ апостолов очень простой и определенный: они оставляют все и идут за Ним, и вот тогда Господь говорит: «Будете ловцами человеков». Как в Ветхом Завете Слово Божие возвещается Духом через пророков, точно так же и Евангелие, новозаветное Слово будут возвещать люди, которые избраны и призваны, они будут закидывать эту великую сеть в море житейское и спасать человеческие души. На самом деле, довольно трудно в такой простоте ответить на призыв Божий, но смотрите: Матфей, сборщик пошлин, это кто? Мытарь, налоговый инспектор, который оставляет свои деньги, всякие ведомости, должность свою важную и идет за Человеком, Который призывает его в никуда, потому что Господь ему ничего не обещает, Он просто говорит «Иди за мной», и все. Получается, что не всякий человек может ответить на этот призыв Божий, и однако же есть люди, у которых была такая внутренняя свобода, удивительная способность к любви, которая позволила им встать и пойти туда, куда Господь их зовет.

Апостол Марк говорит, что Господь «позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были» (Мк 3.13-14). Это очень важные слова – «Господь позвал, кого Сам захотел». Это тайна призвания. Господь призывает Своих учеников, чтобы они сохранили Его учение, Его благодать, Его милость и жили в общении с Ним после того, как Он завершит Свой земной путь, Свое пребывание на земле. Если мы посмотрим внимательно на то, каковы были отношения апостолов с Иисусом, то мы увидим, что вовсе не с первого дня они сделались крепкими и твердыми в вере благовестниками. Нет, Он иногда на них и сердился, и гневался даже. Иногда они Его не понимали, иногда они говорили такие слова, которые вызывали огорчение Господа. Однако же Господь собирает их и живет вместе с ними, держит их рядом с Собою для того, чтобы они были способны потом воспринять Его заповедь любви. Апостол и евангелист Иоанн рассказывает о тех словах, которые Господь произнес во время Тайной Вечери. Самое главное, о чем просит Он Своих учеников – «Пребывайте в любви моей»:

«Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам. Сие заповедаю вам, да любите друг друга» (Ин 15.12-17).

Вот главная заповедь, заповедь любви, и именно этой любви, собственно говоря, и учил Господь учеников своих, когда Он избрал их и призвал.

Далее. Мы говорим «Верую во Единого Господа Иисуса Христа». Имя «Господь» – что это такое? «Господь», по-еврейски «Адонай», по-гречески «Кириос» – это царский титул и в то же время одно из имен Божиих, начиная с Книги Бытия. Там сказано, что когда у Сифа родился сын, то тогда начали призывать имя Господа, Адонаи (Быт 4.26). Когда ветхозаветный Израиль называл своего Бога этим царским словом Господь, он понимал Бога как Царя Вселенной, царство которого распространяется на все, им сотворенное, и даже на язычников. Господь – это господин всей земли. Обращение «Адонай» несет в себе упование на абсолютную власть Бога и становится даже Его именем собственным. Когда имя «Ягве» из благоговения перестали произносить на богослужениях ветхозаветных, оно как раз и заменилось этим священным словом «Адонай».

Новый Завет переносит это имя на Иисуса Христа. Иисуса именовали Господом с самого начала, и это было первым Символом Веры – назвать Иисуса Господом. Сказано, что «никто не может назвать Иисуса Господом, кроме как Духом Святым», потому что соединить имя человеческое и божественное имя – это и есть полнота исповедания христианской веры. Помните, когда Фома раскаялся в том, что он усомнился в Воскресении Христовом, то он упал на колени и сказал: «Господь мой и Бог мой» (Ин 20.28), он назвал Иисуса этими божественными именами.

Господь – это господин, владыка, и Он единственный, мы веруем во Единого Господа Иисуса Христа. Не может человек служить Богу и еще всякому другому. Нет, мы избираем своим господином и царем Иисуса Христа, и именно с этой точки зрения становится понятно, что такое «раб Божий». Иногда говорят: «Как это ужасно, как можно человеку называть себя рабом? Мы свободные люди в свободной стране, а тут нам говорят «раб Божий Иоанн», «раба Божия Мария» – что это такое?» Так вот, что значит «раб Божий»? Это означает, что мы свободно избираем своим царем и своим господином Иисуса Христа, мы подчиняемся Его власти, причем наш господин – это Тот, Кто из любви к нам принял позорную смерть на Кресте, поэтому когда человек говорит о себе: «Я раб Божий», то он утверждает свою любовь к Богу. Его власть и Его сила вовсе не от мира сего. И потом, по-русски, по-славянски «раб» – это «работник», тот, кто делает работу. Раб Божий – тот, кто работает, готов потрудиться для Господа, то есть встать с Ним рядом, совершить те дела, которые Он нам доверил. Раб Божий – это весьма достойный, очень высокий для человека статус.

Мы веруем «во Единого Господа». Понятие единства настолько важно, что Символ Веры дважды нам повторяет это слово: «Верую во Единого Бога», «во Единого Господа Иисуса Христа». Только во Христе возможно восстановление мира между Богом и человеком, полнота соединения Бога и человека, и поэтому Господь единственный. Все уже совершилось в нашей жизни, все уже случилось. Сейчас много сект, которые обнаруживают пристрастие к слову «новый», они пытаются подчеркнуть, что в их духовном опыте совершается что-то новое, небывалое. Говорят иногда о том, что мы живем в эпоху постхристианства, но на самом деле все это, конечно, ерунда, потому что Господь Единый и единственный. Только во Христе возможна полнота отношений между Богом и человеком. Господь есть Тот, Кто восстанавливает единство в самых разных смыслах и на самых разных уровнях. Именно в христианстве возможно настоящее внутреннее единство личности, возможно настоящее единство мужчины и женщины в браке, возможно единство всех людей в Церкви. Поэтому Господь есть Единый, «веруем во Единого Господа Иисуса Христа». На этом мы с вами сегодня остановимся, а в следующий раз будем говорить о том, как мы должны понимать слова «Сын Божий»: «веруем в Иисуса Христа Сына Божия».

http://azbyka.ru

Просмотров (193)

Перейти к верхней панели