Беседа 2 ВЕРУЮ

Марина Михайлова

Наша с вами вторая встреча посвящена первому слову Символа Веры – «Верую». С этого слова начинается Символ, и сегодня мне хотелось бы вам предложить поразмышлять о том, что такое вера. Как сказал апостол Павел в Послании к Евреям, «вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр., 11:1). Слова удивительные, очень красивые слова. Что здесь имеется в виду? Осуществление имеет смысл наделения полнотой реальности, признания существующим, приведения в существование того, что только ожидается в будущем и никак не представлено в нашем сегодняшнем опыте. Осуществление ожидаемого: то, чего мы только ожидаем, что пока только видится нам впереди, все-таки переживается нами в акте веры как живое реальное содержание нашей сегодняшней жизни. И уверенность в невидимом: человек верующий живет среди вещей, которые не видны простому взгляду, но однако же они являются содержанием его жизни.

Вера – это глубокое убеждение в реальности того, что никак не дано в очевидности и никак не доказуемо. В этом смысле всякий раз, когда мы прикасаемся к миру духовному, мы встаем на путь веры, потому что и любовь, и надежда, и честь никак не могут быть доказаны, их невозможно исследовать рационально, их нельзя потрогать руками. Но мы знаем, что они есть, мы верим в то, что есть любовь, честь, верность, другие чудесные вещи. Есть такой замечательный писатель, Герман Гессе, который в эпиграфе к одной из своих книг сказал о том, что существует множество вещей, которых нет, и таковы любовь и надежда, но всегда были, есть и будут люди, которые всегда жили так, как будто эти вещи есть, и тем самым они приближают их приход, они приближают их полное проявление в человеческом опыте . Так вот мы верим, то есть живем так, как будто невидимое и ожидаемое рядом с нами.

Вера Церкви, вера христианская основана на Откровении, и это очень важно, потому что Откровение – это дар Божий. Господь открывается в ту меру, в которую Он хочет нам открыться, открывается именно потому, что Он хочет, чтоб мы Его знали. В этом смысле Откровение противоположно открытию. Открытие может сделать ученый, когда он собирает свой разум, свою волю, направляет на мир испытующую личность – и вот он делает открытие. Открыть таким образом Бога невозможно, можно только пережить Откровение истины. Церковное Откровение, христианское Откровение – это прежде всего сама Личность Иисуса Христа, Личность воплотившегося Сына Божия. Доступ к этой таинственной и реальной Личности мы имеем в таинствах Церкви, в молитве, в Слове Божием – очень много путей к Откровению, но однако же всегда наша вера будет связана с тем, что Сам Господь открывает Себя нам.

Церковь выражает, насколько это возможно, свою веру в догматах. Греческое слово «догма» (dogma) означает «учение, доктрина», но наши христианские догматы вовсе не являются исчерпывающим учением о Боге. Нет, они только очерчивают границы, за которыми уже не христианское воззрение. Догмат не может исчерпать божественную реальность, но он может указать на некоторые ее границы. За догматами, конечно же, стоит живой и конкретный опыт нашей веры. Наряду с догматами существуют каноны, или правила. Каноны определяют состав священных книг, практику служения Церкви. Они могут изменяться исторически. Противоположным содержанию церковной веры является еретическое учение. Ересь – это и есть то, что находится далеко за пределами догматов, но нужно сказать, что мы иногда очень легко разбрасываемся словом «еретик», нам кажется, что запросто можно обозвать человека еретиком. На самом деле ересь – это учение, которое подверглось осуждению Вселенского Собора, поэтому вот так запросто именовать человека еретиком очень сложно, потому что если на Вселенском Соборе не обсуждалось данное воззрение, значит, это учение и не ересь. Есть такой соблазн в христианстве иногда: нам хочется считать, что наше мнение есть мнение истинное, а все, что с ним не совпадает – это еретические учения, и тут полезно нам с вами помнить слова апостола Павла, который говорил: «Надлежит быть разномыслию между вами» (1 Кор 11.19). Христианин – это человек, который умеет слушать другого и уважать его мнение, даже если оно не совпадает полностью с его собственным. Все, что укладывается в территорию, очерченную догматами, это возможно. Есть понятие теологумена, богословского мнения: конечно, в толковании догматов возможны, вполне допустимы вариации.

Все, что я вам сказала сейчас, имеет отношение к вере в ее интеллектуальном аспекте, но на самом деле еврейское слово «эмуна» (вера) прежде всего указывает на доверие к Богу. Это не только интеллектуальная уверенность в существовании Бога, но и доверие к Нему, и для библейского сознания вера в Бога, доверие Богу – это живые, настоящие отношения человеческой души с невидимым Богом, который из-за того, что Он невидим, вовсе не перестает быть истинной реальностью. Вы помните, конечно же, что Иисус очень часто говорит о том, что дети – это образ настоящего человека: «Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф 19.14; Мк 10.14); «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф 18.3). «Не препятствуйте детям приходить ко Мне», «Будьте как дети, а иначе не войдете в Царство Небесное»: получается, что ребенок, способный к доверию, открытый, чистый сердцем – это и есть эталон для человека в его отношениях к Отцу Небесному. Ребенок прост, ребенок готов довериться, и именно это детское качество очень важным оказывается для нас. Между прочим, очень часто бывает так, что именно сила человека, его мощь внутренняя, духовная даже, является препятствием на пути к Богу. Чем больше человек верит в самого себя, тем меньше в нем остается пространства для доверия Господу. В этом смысле очень важно довериться Богу, отдать свою жизнь в Его руки, не только разумом своим принять Его существование, но и впустить Его в свое сердце.

Вера – это не знание и не открытие, это откровение и доверие. Она основывается прежде всего на личном опыте, и у каждого человека путь веры начинается с личной встречи со Христом. Я очень люблю историю, которую рассказывает владыка Антоний Блум о том, как он когда-то, мальчиком еще, сделался верующим человеком. Он в юности своей был в скаутском отряде. Однажды мальчики эти, скауты, играли в футбол во дворе, и к ним пришел руководитель отряда и сказал: «Вы знаете, пришел к нам батюшка, надо бы его послушать». Детям, конечно, хотелось играть в футбол, но при этом мальчики были вежливые, и они решили послушать, что же им расскажет этот священник. Владыка Антоний говорит, что по мере того, как он слушал, им овладевало какое-то недоверие. Он не мог подумать, не мог принять то, что такой благообразный, благонамеренный и бесконечно скучный Христос привлекал к себе человечество на протяжении двух тысяч лет. «Что-то здесь да не так», – подумалось мальчику, и тогда он решил проверить. Он пришел домой и решил почитать Евангелие. И вот тут он попался, потому что, как всякий мальчик, он, конечно, выбрал самое короткое Евангелие, и это оказалось Евангелие от Марка, самое собранное, энергичное, с огромным зарядом внутренней силы, которое было написано для проповеди римлянам: попробуй-ка долго говорить с римским легионером – он повернется и уйдет. Евангелие от Марка является сжатой, энергичной проповедью. Владыка Антоний пишет, что по мере того, как он читал эту книгу, им овладевало какое-то удивительное странное чувство: Кто-то смотрел на него. Он не видел никакой фигуры, никакого лица на другом конце стола, но его посетило чувство вполне реального, хоть и невидимого, присутствия Того, Кто смотрит на него, смотрит с любовью, с интересом. Владыка Антоний говорит, что именно с этой удивительной встречи и началось его обращение, начался его христианский путь.

В этом есть тайна веры: всякий человек переживает в некоторый момент эту встречу, и поэтому поделиться своей верой невозможно ни с кем, даже с самым близким человеком, и вера – это не дар наших способностей, нашей внутренней силы или ума. Нет, вера – это дар от Бога, поэтому нашей заслуги здесь нет совершенно никакой. С этим связано наше отношение к неверующим людям. Иногда приходится видеть в христианах несколько высокомерное отношение к людям, которые находятся за оградой церкви, но это совершенно неправильно, потому что уж никак мы не можем гордиться, что мы верующие. Это Господь нам дал дар, которого мы вовсе не заслужили, и мы не знаем, какой путь, какая судьба уготована нашим ближним, которые на сегодняшний момент не являются христианами. Всегда полезно вспомнить благоразумного разбойника: он покаялся в последнюю секунду своей жизни, но однако же Господь сказал: «Ты сегодня же будешь со Мной в раю» (Лк 23.43). Мы не знаем, чем кончится жизненный путь человека, и поэтому осуждать его за то, что он неверующий, невозможно. Можно молиться за него – это да, можно делиться с ним своими знаниями о Боге, своим переживанием Бога, если можно так сказать, но подталкивать кого-то на путь веры силой – это будет непродуктивное, очень немудрое поведение.

Один из удивительных примеров веры – это, конечно же, Авраам, которого апостол Павел назвал отцом всех верующих (Рим 4.16). Как человек становится верующим, что с ним такое происходит? Давным-давно, это было около четырех тысяч лет назад, некий человек по имени Авраам услышал голос, который сказал ему: «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ» (Быт 12.1-2).

Авраам, внимая этому голосу, действительно встал, оставил свой дом, отца своего и веру своих отцов и отправился в неведомую землю, о которой он ничего не знал, и тем самым предпочел Отца своего Небесного отцу своему земному. Он совершил самый главный выбор в своей жизни, он послушался голоса этого неведомого Бога, и при этом послушался он слов, которые звучали очень странно. Дело в том, что Господь обещает Аврааму произвести от него великий народ, но однако же в той же самой Книге Бытия, где рассказывается об Аврааме, несколькими строчками выше сказано, что Сарра, жена Аврамова, была бесплодна и бездетна. Он прожил с женой своей очень много лет (Аврааму было 75 лет, когда он услышал призвание от Господа), и у него не было детей. Таким образом, получается, что Авраам верует вопреки всякой очевидности, вопреки всякому своему обыденному опыту, он надеется сверх всякой надежды, и обетование это исполняется, между прочим, через двадцать пять лет. Двадцать пять лет Авраам проходит свой путь и не получает того, что ему было обещано. Он сомневается, он иногда даже обращается к Богу с упреком. Однажды Авраам сказал Господу: «Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска». На это Господь ему отвечает: «Не бойся, Авраам, Я твой щит; награда твоя будет весьма велика». И говорит ему Господь: «Посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. Столько будет у тебя потомков». Священнописатель, автор Книги Бытия, говорит: «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт 15.1-6).

Это очень важные слова. Потом их будет повторять апостол Павел, один из самых великих авторов Нового Завета. Он будет говорить, что верою оправдывается человек, а не делами Закона: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа» (Гал 2.16). Получается, что вера выше праведности. О том, почему это так, мы будем дальше говорить, но пока я скажу, что человек может стремиться к праведности по соображениям весьма далеким от Бога, просто для того, чтобы быть приличным человеком, иметь возможность себя уважать. Это не имеет к Господу никакого отношения, а вот вера всегда обращена именно к Богу. В этом смысле вера выше праведности. Именно вера является источником истинной праведности, а не наоборот.

Так вот, в жизни Авраама было несколько чудных историй, которые связаны с встречами с Богом, когда он говорил с Ним. Одна из этих историй – рассказ о Ветхозаветной Троице, когда Господь явился Аврааму в виде трех странников и еще раз подтвердил свое обетование. Сразу же после посещения Авраама тремя ангелами, тремя странниками происходит заступничество Авраама за город Содом. Это удивительный рассказ из Книги Бытия, который мне хотелось бы просто прочесть, потому что эта история как раз нам и показывает, что такое вера настоящая и как она связана с дерзновением, как она обращена к Богу. Так вот, Авраам узнает от трех ангелов, трех странников о том, что грехи городов Содома и Гоморры переполнили чашу терпения Божия, и города эти должны погибнуть. «И обратились мужи оттуда и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа» (Быт 18.22). Смотрите, как интересно: три ангела ушли, они отправились в Содом, но Авраам стоял перед лицом Господа, то есть несмотря на то, что эти чудные странники оставили его, он все-таки продолжал оставаться лицом к лицу с Богом.

«И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым и с праведником будет то же, что с нечестивым? Может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? Неужели Ты погубишь, и не пощадишь всего места сего ради пятидесяти праведников, если они находятся в нем? Не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно? Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу весь город и все место сие» (Быт 18.23-26).

Какие удивительные слова! Авраам даже упрекает Бога, он говорит: «Как же так: Ты Господь, Ты праведен. Разве Ты можешь допустить, что человек праведный погибнет вместе со злым. Человек нечестивый погибает по заслугам, а праведник-то почему вместе с ним?». Господь ему отвечает: «Если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу все место сие». Хорошо. Авраам тогда продолжает: «Вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел: может быть, до пятидесяти праведников недостанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город?» Господь говорит: «Не истреблю, если найду там сорок пять». Авраам продолжал с Ним говорить и сказал: «Может быть, найдется там сорок?». Посмотрите, что происходит: Авраам торгуется с Богом. Сначала он говорит, давай за пятьдесят? Господь соглашается. Он говорит: может быть, за сорок пять? Господь говорит: «Ну, хорошо». Теперь он назначает сорок праведников – вот цена спасения Содома. Господь и на это соглашается. Дальше Авраам произносит числа тридцать, двадцать, а затем интересно. Авраам сказал: «Да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять?». Господь сказал: «Не истреблю ради десяти». И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место (Быт 18.26-33).

Один богослов сказал, что Авраам зря остановился, потому что если бы он дошел до единицы, то ради праведности Лота, его родственника, был бы помилован город Содом. На самом деле: в конечном счете все человечество помиловано ради единственного праведника, который есть Христос.

Эта история – как она хороша! Человек стоит перед лицом Бога, и он дерзает даже вступить в торг со Владыкою Всевышним, и Господь на это ему отвечает. Посмотрите, Господь любит, когда мы к Нему обращаемся с какой-то настоящей просьбой. Ведь Авраам не о себе просит, он просит за других людей, за спасение города Содома. Здесь соединение страха Божия (Авраам говорит: «Вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел» – Быт 18.27) и смелости, которая основана на любви и доверии. Этот рассказ очень важен для нас, потому что в каком-то смысле Авраам – это образец для всех верующих. Так мы можем говорить с Богом: со страхом Божиим, но в то же самое время и с верою, и с любовью. История Авраама подтверждает учение апостола Павла о том, что человек оправдывается верой независимо от дел Закона. Это вовсе не означает, конечно, что добрые дела не нужны. Другой апостол говорит: «Вера без дел есть мертва» (Иак 2.26).

Авраамово приключение духовное для нас является примером еще и потому, что Авраам явил верность. Посмотрите: двадцать пять лет он ждет исполнения обетования, только через двадцать пять лет рождается его сын единственный Исаак, и однако же Авраам проходит через эту пустыню двадцатипятилетнего ожидания с полным доверием. Были ли у него сомнения? Конечно, были, это понятно, но наша неверность, наши сомнения всегда компенсируются верой Бога в нас. Однажды к владыке Антонию Сурожскому пришел человек и сказал: «Знаете, владыка, а я в Бога не верю». Так он ему заявил. На это владыка ему ответил: «То, что ты не веришь в Бога, это неважно. Гораздо важнее то, что Бог верит в тебя» . Это тоже чудесная история христианская. В те моменты, когда мы не верны, Господь бывает верен, так сказал когда-то апостол Павел, и это правда на всякий день нашей жизни. Как нам вести себя в моменты сомнений? Прежде всего, не поддаваться ужасу и панике. Если человек усомнился, это не значит, что все рухнуло, вера пропала: «Я больше не христианин». Есть история такая хорошая в Евангелии – рассказ об исцелении бесноватого отрока. Эту историю рассказывает евангелист Марк, и я просто вам ее прочту.

«Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли. Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне. И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него» (Мк 9.17-25).

Дальше Господь исцеляет этого юношу, но нас больше всего будет интересовать сейчас этот разговор между отцом мальчика и Иисусом. Отец сомневается, что по-человечески совершенно нормально: он уже обращался ко многим врачам и целителям и никакой помощи не получил, поэтому он говорит: «Если что можешь»… В этом даже претензия звучит к Богу. Он говорит: «Ну, сделай же что-нибудь, если Ты в состоянии». И Господь эту ситуацию сразу же переворачивает: «А ты-то сам что можешь? Если сколько-нибудь можешь веровать, то все возможно верующему». Получается, что прежде чем предъявить какие-то претензии к Господу, мы должны посмотреть на самих себя: а сами-то мы каковы, что мы можем, что может наша вера? Это и сделал отец отрока, он взглянул на себя в свете совести, и поэтому на глазах его появились слезы. Действительно, плачевное зрелище мы являем, если строго на себя посмотрим и просто. Увидев ужасную немощь своей веры, свою слабость, свою гордыню в чем-то даже, он и говорит Господу: «Верую, Господи, помоги моему неверию»! И это удивительные слова, для нас это молитва на каждый день, мы все так или иначе колеблемся между верой и неверием, и укрепить нас в вере может только Бог, именно к Нему мы можем обратиться с этим вопросом, и колебаний наших не нужно бояться, потому что они были у великих пророков, и у святых.

У пророка Иеремии есть такие слова удивительные, горькие, сильные: «Горе мне, мать моя, что ты родила меня человеком, который спорит и ссорится со всею землею! Никому не давал я в рост, и мне никто не давал в рост, а все проклинают меня» (Иер 15.10). И обращается Иеремия к Богу: «За что так упорна болезнь моя, и рана моя так неисцельна, что отвергает врачевание? Неужели Ты будешь для меня как бы обманчивым источником, неверною водою?» (Иер 15.18). Посмотрите, какие слова: «Будешь для меня неверной водою, обманчивым источником». На это так сказал Господь: «Я с тобою, чтобы спасать и избавлять тебя» (Иер 15.20). Пророк говорит Богу: «Будешь Ты для меня неверной водою». Господь говорит: «Нет, я буду тебя спасать и избавлять». Иеремия – один из величайших пророков Ветхого Завета, и однако же он переживал колебания, сомнения мучительные.

Другой пример великого святого, который пережил колебания, – это Иоанн Предтеча. Я чту его высоко и очень люблю, и я всегда вспоминаю слова, которые Предтеча направляет Господу из темницы. Он говорит: «Ты ли Тот, Которому должно придти, или другого ожидать нам?» (Лк 7.20). Если вдуматься, то страшно становится: в какой бездне одиночества, богооставленности пребывал в тот момент Предтеча в темнице. Кто, как не он, знал, что Иисус – это Тот. Именно Иоанн Предтеча оказался свидетелем Богоявления, он видел перед собой Сына Божия, глас Бога Отца слышал и Духа Святого видел, но в тяжелый момент в этой пустыне его одолевают сомнения мучительные, он спрашивает: «Ты ли Тот, или ждать нам другого?»

Когда мы переживаем сомнения, то мы можем относиться к этому как к испытанию нашей веры. Это хорошо. Православные иногда очень боятся слова «искушение», а на самом деле искушение достаточно хорошая вещь, потому что это испытание. Мы же не можем жить, как младенцы, всегда в тепле, холе и уюте. Иногда мы должны все-таки показать Господу, что мы взрослые люди и что-то можем, и эта возможность стать взрослыми и предоставляется нам в момент искушения. В этот момент самое важное, что от нас требуется, – это именно вера, доверие, вера в то, что сейчас мне трудно, мне плохо, мне темно, я не вижу Тебя, Господи, но это кончится, я пройду через это, я снова увижу Твое лицо во всей его красоте, увижу свет.

Когда овладевают нами сомнения, надо помнить о том, что чаще всего сомнения относятся не к самому Господу, а к тому представлению о Боге, которое мы сами себе создали. Живой Бог от нашего отношения к нему не меняется, но подвергаются сомнению какие-то наши представления. И это хорошо, потому что человек не может из своих убеждений сотворить себе кумира и твердо их держаться. Василий Великий говорил о том, что одна из форм кумиротворчества может заключаться в создании интеллектуального представления. Создавая себе кумира, не обязательно делать каменного истукана или золотого идола, можно просто придумать какого-то Бога и сказать: «Это и есть Сам Бог». И если такие вещи рушатся, шатаются, то этому можно радоваться, потому что это означает, что мы переходим от своих иллюзий, от своих представлений о Боге к реальности Богообщения.

Мне хотелось бы вам напомнить еще один очень важный рассказ евангельский о вере. Это история про римского сотника, центуриона, который однажды обратился ко Христу с просьбой, чтобы Господь исцелил одного его домашних. В Евангелии от Матфея в восьмой главе рассказывается об этом так:

«Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час» (Мф 8 5-13).

История эта очень хороша именно потому, что здесь мы видим веру смирения, причем являет этот пример смирения, доверия к Господу язычник, римский офицер, центурион, человек, по образу жизни своей, по образу мыслей, может быть, бесконечно далекий от библейской традиции. Однако же в нем есть простое доверие к Богу, абсолютное доверие. Он опирается при этом на свой опыт воина. Он не самый большой начальник, но все-таки в его подчинении сотня солдат, и он твердо знает: какому бы из них он не отдал приказ, этот приказ обязательно будет выполнен. Так вот, имея этот опыт свой человеческий небольшой, он говорит: «Я-то маленький человек, а Ты – Ты Господь, значит, любое твое слово исполнится. Как же может быть иначе? Если даже мои жалкие человеческие слова исполняются, то тем более – Твои». И когда Иисус видит перед тобой вот такую веру, Он говорит: «Да, по слову твоему исполнится, как ты веришь, так тебе и будет. Я скажу слово, и поправится твой слуга». Вот нам бы такую абсолютную простую веру, было бы ей место в нашей душе. И другая история евангельская, которую мы уже упоминали в прошлый раз. Помните, мы говорили про кровоточивую женщину, которая не побоялась через толпу протолкнуться ко Христу и прикоснуться к одеждам Его. Эта история переплетается в Евангельском повествовании с другим рассказом, об исцелении дочери Иаира. Евангелист Лука рассказывает об этом эпизоде так:

«И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его. И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей все имение, ни одним не могла быть вылечена, подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось. И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, – и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне? Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня. Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась. Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром. Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя. Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет. Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери. Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. И смеялись над Ним, зная, что она умерла. Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань. И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть. И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем» (Лк 8.41-56).

Прекрасным образом в этом рассказе переплетаются два совершенно разных человека, их истории. Вот мы видим перед собой Иаира, начальника синагоги, человека уважаемого, наверняка весьма осведомленного в Писаниях, утвержденного в Законе – и он колеблется, он сомневается, испытывает трудности на пути веры, именно к нему обращены слова Господа, Господь ему говорит: «Не бойся, только веруй», Он поддерживает его. И вот эта женщина кровоточивая, которая была не только больна, но она была еще и нечиста по закону иудейскому, она, строго говоря, не имела права прикоснуться к Учителю, никакого права. Кстати сказать, именно поэтому она подошла к Нему, и падше пред Ним, объявила перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему. Она все-таки совершила некоторое нарушение, и она в этом покаялась, перед всем народом объявив причину, по которой искала прикоснуться к Учителю и исцелиться. Вот два совершенно разных человека и две разных веры: одна вера – сомневающаяся, требующая поддержки, и Господь идет навстречу, «Не бойся, – говорит, – только веруй», и другая вера, которая способна действительно возложить все на Господа. Эта женщина уже никак не могла надеяться на помощь человеков, все свое имение она издержала на врачей и никакого толка от этого не получилось, поэтому всю свою надежду она возложила только на Господа, только на Него она уповала, а уж никак не на силы человеческие, и несмотря на то, что она была нечиста и не имела права прикасаться к Нему, однако же она это сделала. Страшно ей было? Безусловно, но она совершила это, потому что так велика была ее надежда, что она пересилила все остальное. И Господь не рассердился на нее, Он сказал: «Дерзай, дочь. Вера твоя спасла тебя. Иди с миром» (Лк 8.48). В одном случае Он поддерживает веру в человеке, бодрит его, а в другом случае Он говорит: «Вера твоя тебя спасла, пребывай в мире теперь».

Слабая вера всегда найдет поддержку у Бога, сильная вера всегда будет приятна Господу. Господь похвалил эту женщину за ее дерзновение, и мы видим, что любой человек, какова бы ни была в нем вера, насколько бы ни была она скромна или, наоборот, велика, – любой человек находит свое место перед лицом Божьим. Всегда отношения с Богом – это отношения неповторимые, таинственные, и мы можем быть совершенно уверены в том, что наш путь веры, персональный, который мы проходим, в каком-то самом глубинном смысле руководим Господом, все, что с нами происходит, происходит не без Его взгляда на нашу жизнь, Он действительно видит нас. Был такой персонаж в Книге Бытия, одна женщина по имени Агарь, которая оказалась однажды в пустыне на краю гибели, но Господь утешил ее, послал ей источник воды, и она сказала: «Ты Бог, Который видит меня». «И нарекла [Агарь] Господа, Который говорил к ней, сим именем: Ты Бог видящий меня. Ибо сказала она: точно я видела здесь в след видящего меня» (Быт 16.13). Вот это корень богословия: отношения с Богом, Который видит меня, не просто познание какого-то недоступного объекта – нет, живой опыт, настоящий опыт. Вера всегда будет опытом Богообщения, она направлена всегда к Богу, и о том, кто такой Бог, что это за такая реальность чудесная, невидимая, которая скрывается за этим Именем, – об этом мы с вами поговорим в следующий раз.

 http://azbyka.ru

Просмотров (168)

Перейти к верхней панели