8. ТВОРЕНИЕ МИРА

(Валерий Духанин, кандидат богословия, преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии)

Посмотри на небо и землю
и, видя все, что на них, познай,
что все сотворил Бог из ничего.
(2 Мак. 7:28)
 
О Боже! Ты — и жизнь, и свет всего творенья;
Ты в ярком блеске дня, в улыбке звезд ночных.
На что ни взглянем мы в порыве умиленья,
Ты, Господи, во всем, все — дело рук Твоих.
Когда, склоняясь, день последний луч бросает
Как бы из глубины чертогов золотых,
А небо жемчугом и яхонтом пылает, —
Вся эта красота — созданье рук Твоих.
Когда весна несет нам чары обновленья,
Не Ты ли шлешь дары из тучных недр земных?
На что ни взглянем мы в порыве умиленья,
Ты, Господи, во всем, все — дело рук Твоих.
Томас Мур

Пытливый ум человека пытается проникнуть в тайны мироздания. Чем более он узнает, тем более неизвестного открывает.

Но мы не можем не спрашивать. Узнав, что мир — создание Божие, мы уже спешим к новым, неведомым истинам. Надеемся, что вместе с нами и вы теперь задаетесь вопросом: почему же Господь создал мир?

Почему же Господь создал мир?

Была ли у Создателя причина творения Вселенной и человека? Нуждался ли Сам Бог в этой красоте видимого мира? Зачем Он создал все, что есть? Как вам уже известно, Создатель обладает полнотой совершенств. Разве способна Вселенная добавить что-то к бытию Творца? Конечно же, нет. Он ни в чем не нуждается. Поэтому никто и ничто не могло заставить Господа сотворить все существующее.

Но неужели никакой причины нет? — Есть! Созданию мира есть вполне достойная причина. «Бог есть Любовь» (1Ин. 4: 16). Любовь — это самое удивительное явление в жизни людей. И не только. Еще это самое удивительное свойство Божие. Истинная, искренняя любовь не замыкается на самой себе. Настоящая любовь всегда обращена к другому. Конечно, полнота Божественной любви заключена в единстве Лиц Святой Троицы. Но Господь пожелал сотворить мир, который был бы также способен воспринимать Его любовь и участвовать в Его блаженстве. Бог творит все единственно по любви и даже по преизбытку любви, творит совершенно добровольно, свободно. Все имеет бытие и жизнь исключительно как дар Творца. Представляете, Он мог бы нас не создавать, никого из нас тогда бы не было, мы не могли бы ни жить, ни радоваться, ни думать, ни осознавать самих себя. Но Господь нас сотворил и одарил людей всеми благами — по преизбытку Своей любви.

Замысел Божий

Вселенная во всей ее красоте и сам человек возникли отнюдь не случайно, но в соответствии с Божественным замыслом. Замысел этот был вечен, поэтому не следует думать, что мысль о мире возникла у Бога вдруг, в один какой-то момент. «Ведомы (известны. — Автор) Богу от вечности все дела Его» (Деян. 15: 18), — говорит Священное Писание. В творении Господь привел к реальному бытию то, что от вечности находилось в Его мысли.

Таким образом, Любовь, Премудрость и Всемогущество Господа наделили существованием Вселенную.

Однако уже назрел новый вопрос: из чего мир возник?

Из чего мир возник?

История человечества — это постоянная борьба за жизнь. И еще, это постоянная борьба мировоззрений. В науке и в религиозно-философской мысли предлагалось множество версий, как и из чего возник мир.

Вы знаете, что вершиной науки XX века было принятие гипотезы большого взрыва: Вселенная появляется из вакуума, который стал раздуваться, или из точки, почти равной нулю.

Для дальнейших изысканий мы с вами для начала среди устойчивых религиозных представлений выделим такие, как дуализм и пантеизм.

Дуализм

Дуализм (с латинского — «двойственный») утверждает, что мир совечен Богу. Согласно такому учению, от вечности все в мире представляло бесформенную, беспорядочную массу, хаос, как бы некую эфирную «глину», из которой якобы Бог устроил Вселенную с ее законами и целесообразностью.

Таким образом, дуализм отстаивает вечность материи. А значит, это материалистическое учение обесценивает Бога как единое высшее Начало и Источник бытия.

Пантеизм

Пантеизм  (с греческого — «всебожие») считает мир истечением Божественной природы: мир возникает из Самого Божества. Одни пантеисты утверждают: весь мир и есть Бог. Тем самым они упраздняют признание Бога Личностью.

Другие пантеисты говорят: мир не имеет собственной сущности. Тем самым вторые упраздняют признание реальности самой Вселенной. Такие гипотезы выдвигал человеческий разум. И только Божественное Откровение явило следующую непостижимую истину: Мир сотворен Богом из ничего (2Мак. 7: 28).

Мир сотворен Богом из ничего

Итак, Бог именно из ничего сотворил мир. Однако сотворил не так, словно плотник, который из какого-либо материала изготавливает свое изделие. Здесь более уместен образ поэта, который творит, сочиняет гимн, поэму. Живущая в мысли идея благодаря творчеству приходит в реальность, обретает бытие, появляется на свет.

Крупнейший физик, астрофизик, астроном и космолог XX века Джеймс Джине (1877-1946) утверждал: «Примитивные космогонии рисовали Творца работающим во времени, выковывающим Солнце, и Луну, и звезды из уже существующего сырого материала. Современная научная теория заставляет нас думать о Творце, работающем вне времени и пространства, которые являются частью Его творения, так же, как художник находится вне своего холста».

Вне Бога не существовало никакого «исходного материала» для создания мира. Господь приводит в реальность Свою предвечную мысль о мире. Он творит мир Сам Собой, Своей Собственной силой, любовью и мудростью.

Мир не рожден из сущности Бога.

Господь Бог и сотворенный мир иноприродны.

В этом смысле святой Иоанн Дамаскин сказал: «Все (сотворенное) отстоит от Бога не местом, но природой». Это бесконечное расстояние между Богом и Вселенной никогда не упразднится, но оно покрывается безмерной любовью Господа к Своему творению. Поэтому можно сказать, что лучи Божественной благодати пронизывают, духовно согревают весь мир.

Мир сотворен из ничего. Это значит, что Господь все существующее привел в бытие из полного небытия.

«Люди могут делать что-либо не из ничего, а при посредстве материи, — учил святой Ириней Лионский. — Но Бог, собственно, и превосходит людей тем, что Он Сам призвал к бытию материю Своего создания, которая прежде не существовала».

До создания мира вообще ничего не было: ни материи, ни пространства, ни самого времени — нам это крайне трудно представить.

Раз не было времени, то уже становится неуместен вопрос: что было до этого? так как «было» — одна из категорий времени. Известно одно: всегда был Господь Бог.

Начальные строки Библии

Начальные строки Библии посвящены сотворению мира Богом. Описание удивительно кратко, но емко охватывает всю историю мироздания. Текст повествования очень древний (принадлежит пророку Моисею), он изложен самым простым языком. В нем отсутствуют отвлеченные понятия, столь необходимые для выражения религиозных истин. И несмотря на всю простоту, повествование не теряет своего вечного значения.

Сотворение мира не имело свидетелей. О нем мог поведать людям только Сам Бог.

Священное Писание — слово Божие. Смысл его духовен. Он усваивается в полноте лишь теми, кто очистил свои ум и сердце. И если что-то поначалу представляется неясным, необходимо проявить терпение. Здесь нам помогут толкования святых людей, исполнивших слово Божие в собственной жизни. Это важно учитывать особенно потому, что Моисей описывает творение мира не как естественную историю, но с точки зрения связи всего мира с Богом.

«Не здраво рассудителен математик, — говорил Ломоносов, — ежели он хочет Божественную волю измерять циркулем. Таков же богословия учитель, если он думает, что по Псалтири научиться можно астрономии или химии». Главная цель библейского повествования — внушить человечеству основные духовные истины о Боге, о мире и человеке.

Повествование о творении мира Богом следующее:

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один. И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И стало так. И создал Бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день второй. И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя по роду и по подобию ее, и дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду и по подобию ее, и дерево плодовитое, приносящее плод, в котором семя его по роду его на земле. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий. И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, для освещения земли, и для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвертый. И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. И стало так. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. И был вечер, и было утро: день пятый. И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой. Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его; ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал (Быт. 1: 1-31; 2: 1-3).

«В начале»

После войны в Париже чествовали английского ученого Флемминга, открывшего пенициллин. На торжественном собрании было сказано много похвальных слов в его честь. Отвечая собравшимся, профессор Флемминг сказал:

— Вы говорите, что я что-то изобрел; на самом деле я только увидел, —увидел то, что создано Господом Богом для человека. Честь и слава принадлежат не мне, а Богу.

Давайте и мы увидим, что же, согласно Откровению Божию, было создано Творцом.

Как сказано, Бог сотворил все существующее «в начале».

Что есть это «начало»? Оно — первое мгновение, в которое возник мир. Именно с данного мгновения появляется время.

Вселенная сотворена вместе со временем. Само время не мыслится в отрыве от мира. Оно показывает, что все постоянно меняется, движется и течет.

«Ибо что такое время, — спрашивает блаженный Августин, — как не разные преемственные и последовательные перемены, которым с безусловной необходимостью подвергаемся все мы и весь мир?» Где нет времени, там нет и изменчивости, там царит вечность.

Однажды Пушкин, когда его попросили написать в альбом какие-нибудь стихи, написал туда стихи Державина:

Река времен в своем стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.

Интересно заметить, что первое мгновение, в которое возникли пространство и время, само временем не являлось. По мысли святителя Василия Великого, «как начало пути еще не путь и начало дома еще не дом, так и начало времени еще не время и даже не самомалейшая часть времени».

То есть действие Божие при творении было мгновенным и вневременным. Вечная Божественная воля разом сотворила Вселенную. Возникает мир и начинает изменяться. Его переменчивость и означает время.

Можем ли мы мыслить себя вне пространства и времени? Течение времени непрестанно свидетельствует о себе, неумолимо «посекая» дни нашей жизни. Но если время имело начало, — спросите вы, — то будет ли оно иметь и конец? Да. Некогда подойдет тот миг, когда, согласно Божественному Откровению, «времени уже не будет» (Откр. 10: 6). Что же будет тогда? — Наступит вечность, то есть неподвижное время или вечно длящееся мгновение.

А что будет затем? — Подождем и узнаем!

А пока нам дана возможность гадать о вечности, устремим свой взгляд к Откровению Божию:

«В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1).

О творении какого неба повествует Библия?

Под «небом» Священное Писание понимает прежде всего мир духовный, невещественный. Он выше и вне нашего земного, материального мира. То есть это — духовное небо, место обитания духовных существ, умных сущностей — ангелов. А то небо, которое вы видите над своей головой, есть, по своим красоте и величию, лишь образ неба духовного. Вначале и был сотворен духовный, ангельский мир, а затем уже мир физический — видимая нами Вселенная.

Кто же такие ангелы? — Это жители небесного, духовного мира. Они первые разумные, личностные существа, созданные Богом. Даже академик К. Э. Циолковский (1857-1935) в работе «Иная, более разряженная материя» признавал: «Всегда бесчисленный ряд почти бестелесных существ живет рядом с нами».

Природа ангелов невещественная, бесплотная. Они — духовные существа и не имеют материального тела. Поэтому ангелы не нуждаются в удовлетворении телесных потребностей. Будучи бесплотны, они меньше, чем люди, зависят от пространства и способны молниеносно передвигаться, ибо для них не существует препятствий.

Ангелы обладают сверхчеловеческими способностями ума, чувства и воли. Они могущественнее человека, их ум возвышеннее и чище нашего ума. Ангелы способны влиять на действие законов природы и на стихии нашего мира. Они не нуждаются в продолжении своего рода, так как бессмертны.

Но неужели сила и способности ангелов безграничны? Нет. Их существование полностью зависит от Бога. Духовность ангелов бесконечно ниже духовности Божией. Ангел не может сразу находиться в нескольких местах — он ограничен в пространстве и зависит от времени.

А что значит само имя «ангел»? С греческого оно означает «вестник», «посланник» и указывает на исполняемое бесплотными духами служение в отношении людей. Часто ангелы посылались Богом для возвещения людям высшей, небесной воли. Для этого ангелы принимали на себя видимый, человеческий образ. На это особенно необходимо обратить внимание, так как собственный вид ангела недоступен человеческому зрению.

«Ангелы, — пишет святой Иоанн Дамаскин, — являясь, по воле Божией, достойным людям, являются не такими, каковы (они) сами по себе, но преобразуясь сообразно тому, как смотрящие могут видеть их».

Однажды А. С. Пушкин, который неоднократно испытывал колебания в вере, беседовал с графом Ланским. Оба подвергали религию, веру самым едким и колким насмешкам. Вдруг к ним в комнату вошел молодой человек, которого Пушкин принял за знакомого Ланского, а Ланской — за знакомца Пушкина.

Незнакомец начал с ними разговор и мгновенно обезоружил их своими доводами в пользу религии. Они не знали даже, что сказать, и как пристыженные дети молчали, — и, наконец, объявили гостю, что совершенно переменили свои мнения.

Тогда незнакомец простился с ними и вышел. Некоторое время они не могли опомниться и молчали. Наконец разговорились, и тут выяснилось, что ни тот, ни другой не знают, кто это был. Позвали прислугу, которая доложила, что в комнату никто не входил.

Пушкин и Ланской не могли не признать в приходе своего гостя чего-то сверхъестественного, тем более, что гость при своем появлении внушил к себе страх, обезоруживший их. С этого времени оба гораздо осторожнее высказывали свои суждения о религии. А Пушкин в своем творчестве стал еще чаще обращаться к духовной поэзии.

Ангелы, которые рядом с нами

О жизни ангелов нам открыто совсем немного. Они различаются по степеням духовного совершенства. Все они служат Богу, но виды служения ангелов различны. Например, согласно православному учению, каждому при Крещении дается Ангел-хранитель, который сопровождает вверенного ему человека и заботится о нем до самой смерти.

Преподобный Онуфрий, прозванный Великим за свою богоугодную жизнь, однажды увидел в пустыне необыкновенный свет. Испуганный таким видением, святой хотел удалиться. Но вдруг из света послышался голос:

— Не бойся, Онуфрий, я твой ангел, приставленный к тебе со дня твоего рождения, чтобы охранять тебя.

И действительно, когда, оставшись в пустыне, святой Онуфрий Великий терпел голод, к нему являлся ангел-хранитель и приносил воду и хлеб. В дни же особых искушений ангел помогал преподобному в борьбе с соблазнами.

Я видела тебя души моей очами;
Ты радостен, ты чуден, светел был
И, окружен небесными лучами,
На небеса свой взор с любовью возводил.
Твой кроткий лик сиял святым приветом,
Ты осенял меня спасительным крылом…
Каким божественным, отрадным, дивным светом
Ты был проникнут весь в величьи неземном!
Я с тихим трепетом на светлого взирала,
И все в моей душе восторженной молчало.
Ю. Жадовская

Обыкновенно человек не видит своего ангела-хранителя. Воздействие ангелов на людей происходит в основном незаметным, незримым образом. Но часто именно ангел-хранитель внушает нам добрые мысли и помогает избежать злого дела или несчастного случая.

В 1885 году помощник начальника Московского Октябрьского вокзала Ф. И. Соколов сообщил такой случай. У него был знакомый железнодорожный служащий — стрелочник, который служил на одной из ближайших к Москве станций Октябрьской железной дороги. Однажды при исполнении своих служебных обязанностей на линии ему пришлось пережить ужасные минуты. Из Петрограда в Москву шел курьерский поезд. Стрелочник вышел ему навстречу, чтобы перевести стрелку и направить его на свободный путь. Смотрит, далеко впереди уже виднеется дымок и слышен свисток паровоза. Оглянувшись назад, он видит: по полотну навстречу поезду бежит его трехлетний сынишка и что-то держит в руках. Бросить стрелку и бежать навстречу сыну, чтобы увести его с полотна, было уже поздно. Что делать? А поезд между тем приближался, и через минуты две, если он не перевел бы стрелку, состав должен был промчаться по другому пути, занятому, и потерпеть крушение, что привело бы к сотням человеческих жертв. Тогда всем сердцем он воззвал к Богу: «Да будет воля Твоя святая», — перекрестился, закрыл глаза и повернул стрелку. Мгновение — и поезд промчался уже по полотну, по которому только что бежал его маленький сын. Когда поезд скрылся из виду и пыль немного улеглась, стрелочник бегом направился к тому месту, где был его сын, думая найти хотя бы останки трупика, и что же видит: мальчик, сложив ручки на груди, лежит ниц на земле. Отец закричал ему:

—      Сын мой, ты жив?
—      Я жив, жив, — весело отвечал он, поднялся на ножки, продолжая прижимать к своей груди вороненка. В глазах его не было и следа страха. Отец спросил его:
—      Как же ты догадался лечь на землю?
А мальчик ответил:
— Какой-то светлый, красивый, добрый юноша с крыльями склонился надо мной и пригнул меня к земле.
Стрелочник понял, что, когда он воззвал ко Господу, Божий Ангел чудесно спас его ребенка.

Молитва Ангелу-хранителю

Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небесе данный, прилежно молю тя: ты мя днесь просвети, и от всякаго зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь спасения направи. Аминь.

Ангеле — Ангел;
хранителю — хранитель;
соблюдение — сохранение;
тя — тебя;
мя — меня;
днесь — сегодня.

Но теперь нам стоит вернуться к предмету наших исследований, потому что если бы Творец создал только мир ангельский, то вряд ли это было бы для нас так интересно.

Что же было по сотворении ангелов?

Создав «небо» — невидимый, ангельский мир, Господь творит и «землю» (Быт. 1: 1). Здесь имеется в виду не только наша планета, но и весь материальный, вещественный мир — космос. Священное Писание даже предлагает характеристику первоначального состояния Вселенной. «Земля была безвидна и пуста» (Быт. 1: 2), — в только что появившейся материи отсутствовали внутренняя структура и внешняя форма. Это была пока безжизненная, бездонная, мрачная бездна — «и тьма над бездною» (Быт. 1:2).

Господь творит вначале вообще вещество (материю), из которого затем создает отдельные части мироздания.

Но значит ли это, что Вселенная представляла тогда полный хаос и беспорядок? Вовсе нет. Как говорил ученый Н. Я. Данилевский, «Бог пожелал создать красоту и для этого создал материю».

Святой Дух изначально уже являет Свое животворящее присутствие во Вселенной. Библия в этом отношении говорит: «И Дух Божий носился над водою» (Быт. 1:2).

Почему упоминается вода? Мировое первовещество было подобно безграничному морю, воде. Ведь вода не имеет собственной формы, она занимает ту форму, которую ей придает окружающая среда. Так и мир в первое мгновение бытия еще не имел собственных законов и форм. Однако Дух Божий уже заботился о первозданном мире, что выражено глаголом «носился». Этот глагол должно понимать как «согревал и оживотворял» (чему соответствует сирийский перевод данных слов Библии). Господь хранит и согревает мироздание у самых его истоков, подобно как птица, насиживая яйца и тем самым согревая их, сообщает им живительную силу.

Из бесформенного, неустроенного первовещества Творец постепенно создает все разнообразие видимого мира. Устроение Вселенной с ее удивительной красотой и строгими законами совершается в течение шести творческих периодов.

В течение шести творческих периодов

Эти таинственные периоды называются в Священном Писании «днями», почему и говорится, что Бог создал весь мир в шесть дней. Может быть, длительность творческих дней равнялась современным нам суткам? Всемогущий Творец мог создать весь мир и за такой срок. Однако важно учитывать, что слово «день» («йом» — на еврейском языке, на котором были написаны основные книги Ветхого Завета) в Священном Писании означает не только обычные для нас сутки в 24 часа. В первые творческие дни не было даже и солнца, по которому измеряется течение дней наших. Творческий день — «йом» означает некоторый промежуток времени, в который Господь созидал определенные формы, бытия. О длительности его спорить бессмысленно.

Творение Вселенной совершалось постепенно, в шесть этапов — творческих дней — от простого к более сложному.

В первый день

В первый день Господь Бог сотворил свет: «…да будет свет. И стал свет» — и при этом обозначил смену дня и ночи (Быт. 1: 3-5). Интересно, что, согласно современным научным данным, первичной основой материи является энергия, а первичный вид энергии есть как раз световая энергия, что соответствует библейскому повествованию. Ученый Жан Батист Био (1774-1862) писал: «Или Моисей в науке был так же сведущ, как наше столетие, или он был просвещен Богом, писал по вдохновению от Него». Во втором «или» ученый оказался совершенно прав. На счет первого «или» спорить не будем.

Во второй день

Во второй день сотворена так называемая твердь — видимое нам небо (Быт. 1: 6-8): «И назвал Бог твердь небом». С еврейского «твердь» («ракия») может переводиться как «пространство» — то есть это небесное или, как мы говорим, космическое пространство.

Возникают пространственные физические тела, отделяющиеся друг от друга. И небо над нашей головой показывает, что Земля существует в конкретной форме и структурной обособленности от других космических тел Вселенной.

Но почему видимое небо названо именно «твердью»? Объяснение вы найдете у святителя Василия Великого: «Поскольку всё, лежащее выше (то есть ангельские миры), по природе своей тонко… и для чувства неуловимо, то в сравнении с этим тончайшим и неуловимым для чувства она названа твердью». Видимое нами небо при всем своем великолепии является лишь вещественным, достаточно приблизительным и грубым отображением Неба духовного, невещественного.

В третий день

В третий день на нашей планете появляются суша, материки и острова, а также действием Творца земля производит из себя растительность (Быт. 1: 9-13). Таким образом, на единственной планете появляется жизнь. Но пока она не имеет души. Заметим, что еще не созданы светила.

В четвертый день

В четвертый день Господь окончательно созидает небесные тела: солнце, луну и звезды (Быт. 1: 14-19). Теперь первозданный свет сосредотачивается в физических телах.

Итак, космические светила в их совершенном виде произведены только после появления на земле растительности. Однако это не является абсурдом. Вы спросите: как же она произрастала без света? Во-первых, свет существовал во Вселенной, как вы помните, с первого творческого дня, теперь же он только сосредотачивается в определенных космических телах. (Сегодня любой электрик докажет, что свет необязательно связан с космическим телом.)

Во-вторых, давно обнаружено, что реликтовые растения не имеют годовых колец на срезе. Значит — они существовали, когда еще не было смены времен года, напрямую связанной с воздействием собственно солнечного света на нашу планету.

Обратите внимание на то назначение, которое определено светилам в Священном Писании. Господь устраивает светила «для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками…» (Быт. 1: 14). То есть назначение их состоит в том, чтобы освещать землю для совершения человеком необходимых дел, чтобы определять ритмичную смену дня и ночи, важную для всех живых существ, и вообще, чтобы именно по их движению человек измерял свое время. Светила созданы и «для знамений», так как своим видом свидетельствуют о всемогущем и мудром Творце.

При чтении данного текста Священного Писания у вас может возникнуть мысль, что все небесные тела созданы исключительно для земли. Так оно и есть. В нашей практической жизни оказывается, что небесные тела действительно существуют для нас: мы греемся в лучах солнца, исчисляем по светилам время и т. д. Божественное Откровение обращено к человеку, и поэтому оно показывает, какое наше место во Вселенной и какое отношение к нам имеют небесные тела.

Кто бросил звезд на небо мириады
И каждой повелел как бриллиант светить?
Кто зиждит, кто хранит людей и грады,
И сердцу кто способность дал любить?
О, как Он благ, Непостижимый!
А нам что ж делать для Него? —
Благоговеть пред Ним, хоть Он — очам
незримый, И сердце в дань отдать Ему свое!
Ф. Глинка

В пятый день

В пятый день появляется новая, более совершенная форма существования: Бог творит первые живые, одушевленные существа — пресмыкающихся, рыб и птиц (Быт. 1: 20-23). Если растительность произведена из земли, то первые живые существа всесильным словом Творца появляются из воды (чему также созвучны данные науки). Господь благословил их, повелев расти и умножаться, то есть сообщил им силу и способность продолжать свой род.

В шестой день

В шестой день Бог вновь обращается к земле. Он производит из нее животных самых разных пород (Быт. 1: 24-25). Все живые существа, произведенные как из воды, так и из земли, Господь наделил душой. Они способны чувствовать и произвольно двигаться. Однако их душа не имеет разума и не обладает бессмертием, она умирает вместе со смертью тела. В шестой день сотворен был и человек (об этом мы подробно побеседуем в следующей главе).

Важно обратить внимание

Важно обратить внимание, что каждый творческий день начинался словом Творца — «и сказал Бог: да будет…» Но кто способен произносить слово? — Только разумная личность. Мир творится не безликой силой, а Высшей Личностью — Богом. В творении мира участвовали все три Лица Святой Троицы.

О конце каждого дня творения сказано: «И увидел Бог, что это хорошо». Слово «увидел» означает, что Господь небезразличен к Своему творению, Его внимание обращено ко всему существующему.

Особенно важно замечание Божественного Откровения в повествовании о шестом дне творения: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1: 31). Господь не сотворил зла! Созданные Им мир и все живое изначально были добры и прекрасны.

Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен.
Ф. Тютчев
День седьмой

По завершении всего творения наступил седьмой день, в который Создатель «почил… от всех дел Своих» (Быт. 2: 2). Покой Божий от дел означает, что Он уже не создает каких-либо новых форм бытия, а только заботится и хранит уже созданные. И если шесть творческих дней — это шесть эпох становления мира, то день седьмой — эпоха человеческой истории и человеческого творчества. Седьмой день будет длиться до окончания всех судеб мира и самого времени, когда наступит восьмой день — жизнь в вечности. Итак, мы живем в седьмой день — сплошной выходной!

Вопросы:

  • Была ли причина творения мира Богом?
  • А из чего мир возник?
  • Когда, по христианскому учению, возникло время?
  • Что такое, согласно Священному Писанию, небо?
  • Что вам особенно запомнилось об ангелах и об их отношении к людям?
  • В каком смысле необходимо понимать «дни» творения?

Валерий Духанин

Просмотров (1209)

Перейти к верхней панели