10. ОТКУДА В МИРЕ ЗЛО?

(Валерий Духанин, кандидат богословия, преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии)

Итак, я счастлив был, итак, я наслаждался,
Отрадой тихою, восторгом упивался…
И где веселья быстрый день?
Промчался лётом сновиденья,
Увяла прелесть наслажденья,
И снова вкруг меня угрюмой скуки тень!..
А. Пушкин

Наверное, главное, что вы видите вокруг, да и замечаете в самих себе, — это неустроенность, болезни, несправедливость. В мире слишком много такого, что огорчает сердце человека, приносит боль всему живому. Каждый сталкивается с тем, что называется злом, грехом, неправдой, смертью.

Но если человек был создан прекрасным и добрым, а природа не знала катаклизмов и страданий, то куда же все это делось? Как зло появилось в мире, который создан и благословлен Богом, любящим нас Небесным Отцом?

Сначала давайте выясним первый, исходный вопрос: что такое зло?

Что такое зло?

Видели вы, как кто-то закрывает в доме наглухо окна и двери? Иногда это делают так, что свет уже не проникнет внутрь. В комнатах воцаряется полный мрак.

Отсутствие света есть тьма.

Так и зло по своему содержанию есть отсутствие добра.

Господь зла не сотворил. Разве допустит талантливый художник в своих произведениях какое-то уродство или изъян? Все, что существует, по самой своей природе добро и прекрасно. Тогда что же такое зло, откуда оно, как возникает?

Зло не имеет самостоятельного бытия, своей собственной природы. Оно — порок, болезнь, искажение того, что уже существует. Оно похоже на вирус, который сам по себе, отдельно от живой клетки не существует.

Это добровольное желание разумных существ жить без Бога. Зло явилось как сознательное уклонение от добра, противление ему. Оно — протест против Бога и всего, что от Бога. Поэтому зло есть уклонение от бытия к небытию, от жизни к смерти.

Зло коренится в неправильно понятой свободе и неверно направленной воле. Оно ищет во всем самостоятельности, обособленности от Творца, и поэтому само по себе есть величина совершенно мнимая, в действительности равная круглому нулю.

—      То есть зло — это извращенное состояние воли разумных существ?

—      Да. Это состояние богоборчества и богопротивления. А как сила, направленная против Создателя, оно всегда разрушительно.

Самая суть зла в постоянном искажении, повреждении того, что существует. Те, кто делают зло, причиняют вред и великие страдания в первую очередь самим себе, так как идут вопреки собственной природе, созданной по образу Божию.

Может ли избравший зло радоваться своему выбору?

Естество каждого из нас отражает добро и свет, в полноте пребывающие в Небесном Отце. Например, заметьте, что, когда вы бескорыстно помогаете ближнему, то на душе сразу становится легко и приятно. В сердце есть глубокая потребность нести добро и свет другим.

И если счастье — это внутреннее тепло сердца, которое любит всех, простор добра, живущего в душе, то служитель зла становится самоубийцей, вырывающим сердце из собственной груди.

Служители зла подобны героям «Пира во время чумы» Пушкина, которые самонадеянно пели:

Итак, — хвала тебе, Чума,
Нам не страшна могилы тьма,
Нас не смутит твое призванье.
Бокалы пеним дружно мы,
И девы-розы пьем дыханье,
— Быть может… полное Чумы.
А чума косила их одного за другим.

Зло — процесс духовного самоуничтожения личностей, отвернувшихся от Бога.

Так откуда же зло в мире?

«Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней», — восклицал пророк Исайя (Ис. 14: 12-15).

Зло впервые появилось еще в мире ангелов, задолго до создания человека.

Среди бесплотных духов святостью и духовным величием особенно выделялся один — Денница, или Люцифер (что значит Светоносен). По своей близости к Богу он превосходил всех остальных ангелов.

Вы помните, что ангельская природа, как и человеческая, нуждается в постоянном совершенствовании и утверждении себя в добре. Ангелы, как и люди, имеют единственный источник своей святости и духовных сил в Боге. И ангел так же, как и каждый из нас, обладает свободной волей, которая способна не только следовать воле Божией, но и уклоняться от нее.

Теперь скажите, в каком случае люди становятся далеки друг от друга, хотя бы и жили в одной квартире? — Когда они теряют взаимную любовь. Так и тот, кто теряет любовь к Богу, становится далек от Него. В этом — величайшее падение.

Денница, высший ангел, залюбовался своей тварной, ангельской красотой. Он отверг любовь к Богу и пожелал сам занять место Бога.

Это называется гордостью, или самолюбием (эгоизмом). Суть такого греха заключается в своекорыстном повороте внимания к самому себе. Падший ангел проявил такой интерес к себе, что его собственное «я» стало для него в центре мироздания. Денница сделался кумиром для самого себя, а все остальное посчитал за средство к своему прославлению.

Собранье зол его стихия.
Носясь меж дымных облаков,
Он любит бури роковые,
И пену рек, и шум дубров.
Меж листьев желтых, облетевших,
Стоит его недвижный трон;
На нем, средь ветров онемевших
Сидит уныл и мрачен он.
Он недоверчивость вселяет,
Он презрел чистую любовь,
Он все моленья отвергает,
Он равнодушно видит кровь,
И звук высоких ощущений
Он давит голосом страстей,
И муза кротких вдохновений
Страшится неземных очей.
М. Лермонтов, «Мой демон»

Отпав от Бога

Люцифер полностью обнажился от небесной благодати. Так он оказался пуст и холоден. Но поскольку никакая личность не терпит внутренней пустоты, Денница стал заполнять ее плодами своего воображения. Он посчитал себя царем мира и решил везде утверждать свое могущество. Для этого он стал клеветать на Бога и противиться всему, что от Бога. Поэтому имя его стало дьявол, что значит «клеветник» и сатана, то есть «противник». Дьявол соблазнил и увлек за собой много других ангелов, которые также стали злыми духами и называются демонами, или бесами.

Однако далеко не все ангелы последовали падшему Деннице. Большинство остались до конца верны Богу, они отвергли от себя соблазн темных ангелов. Дьявол и демоны его были низвергнуты с Небес, жилищем их стала сфера поднебесная — физическое пространство видимого мира. Будучи темными, злыми духами, испытывая бессилие перед Богом, демоны завидуют всему светлому и доброму. Однако они настолько укоренились во зле, что покаяние стало для них невозможно.

Не имея внутри себя покоя и мира, испытывая холод одиночества, демоны своей целью полагают всеобщее уничтожение. Внутреннее содержание демона — неимоверная ненависть к Богу. Они исполнены ненависти ко всему существующему, способны, нести только разрушение и муки.

Для привлечения живых существ в свои сети демоны часто принимают на себя личину добра, то есть прибегают к обману и лжи. Как говорит Священное Писание, дьявол «человекоубийца от начала… и отец лжи» (Ин. 8: 44). Не правда ли, это очень страшно?

Андерсен мудро описал действия дьявола в сказке «Снежная Королева»: «Жил-был тролль, злющий-презлющий; попросту говоря, дьявол. Как-то раз он был в особенно хорошем расположении духа: он смастерил такое зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, все же плохое и безобразное, напротив, выступало еще ярче, казалось еще хуже. Прелестнейшие лужайки выглядели в нем вареным шпинатом, а лучшие из людей — уродами, или казалось, что они стоят кверху ногами, а животов у них вовсе нет! Лица искажались до того, что нельзя было и узнать их; случись же у кого веснушка или родинка, она расплывалась во все лицо. Дьявола все это ужасно потешало. Если человеку приходила добрая, благочестивая мысль, то она отражалась в зеркале невообразимой гримасой, так что тролль не мог не хохотать, радуясь своей выдумке. Все ученики тролля — у него была своя школа — рассказывали о зеркале как о каком-то чуде.

— Теперь только, — говорили они, — можно увидеть весь мир и людей в их настоящем свете!

И вот они бегали с зеркалом повсюду; скоро не осталось ни одной страны, ни одного человека, которые бы не отразились в нем в искаженном виде. Напоследок захотелось им добраться и до неба, чтобы посмеяться над ангелами и Самим Творцом. Чем выше поднимались они, тем сильнее кривлялось и корчилось зеркало от гримас; они еле-еле удерживали его в руках. Но вот они поднялись еще, и вдруг зеркало так перекосило, что оно вырвалось у них из рук, полетело на землю и разбилось вдребезги. Миллионы, биллионы его осколков наделали, однако, еще больше бед, чем самое зеркало. Некоторые из них были не больше песчинки, они разлетались по белу свету, попадали, случалось, людям в глаза и так там и оставались. Человек же с таким осколком в глазу начинал видеть все навыворот или замечать в каждой вещи одни лишь дурные стороны, — ведь каждый осколок сохранял свойство, которым отличалось самое зеркало. Некоторым людям осколки попадали прямо в сердце, и это было хуже всего: сердце превращалось в кусок льда».

За сознательное противление Богу и всему доброму дьявола со всеми падшими ангелами ожидают вечные муки, предначатие которых они испытывают уже сейчас.

Но, может быть, демоны исправятся?

Однажды к преподобному Антонию Великому пришел дьявол и начал рыдать.
—      Кто ты и что с тобой случилось? — спросил преподобный.
—      Святой отец, — ответил дьявол, — я не человек, я — злой демон. — Что же тебе нужно?
—      Ничего более, — отвечал злой дух, — кроме того, чтобы ты спросил Господа, примет ли Он покаяние дьявола?
—      Иди домой пока, а завтра я тебе дам ответ, — сказал святой.
В тот же вечер преподобный Антоний молился Господу.
—      Владыко Господи! Открой мне, недостойному рабу Твоему, простишь ли Ты человека, превзошедшего грехами демонов?
Святой Антоний думал, что у него был грешник, назвавший себя демоном по смирению!
Вдруг перед святым предстал ангел Божий и сказал:
—      Зачем ты молил Господа за дьявола? Ведь он приходил искушать тебя!
—      Я этого не знал, — ответил Антоний. — Почему же Господь не открыл мне этого?
—      Не смущайся, — ответил ангел. — Когда к тебе искуситель придет снова, то скажи ему:
—      Ты — древнее зло, ты — сама гордость. Как же ты можешь принести достойное покаяние? Древнее зло не делается новым добром!
Сказав это, ангел скрылся. На другой день дьявол снова явился а образе плачущего человека.
Когда святой Антоний передал ему слышанное от ангела, злой дух засмеялся и сказал:
—      Если бы я считал себя древним злом, то я позаботился бы о спасении гораздо раньше, но не теперь. Теперь мне самому служат люди и даже трепещут предо мной. Возможно ли мне, господствующему над грешниками, сделаться ныне смиренно кающимся? Нет! Нет!
Сказав это, дьявол исчез.
—      Да, — подумал святой Антоний, — поистине древнее зло не может сделаться добром!

К чему привела зависть демонов?

Порочное существо, если видит нравственную чистоту и достоинства другого, то испытывает лютую зависть. Лишь чистая, боголюбивая праведная душа порадуется чужому счастью. А собственная испорченность хочет, чтобы все вокруг были такими же.

Дьявол позавидовал райской жизни первых людей и решил лишить их блаженства. Произошло искушение наших прародителей, и они не устояли.

Ученый Паскаль, затронув вопрос испорченности человеческого существа, взывал: «Смирись, немощный ум, умолкни, несмысленная природа; познай, что человек — существо бесконечно непонятное для человека, и вопроси у твоего Владыки о неведомом тебе истинном твоем состоянии. Послушай Бога».

Святое Откровение так описывает историю грехопадения первых людей:

3мей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: «не ешьте ни от какого дерева в раю»? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму, и сказал ему: «Адам, где ты?» Он сказал: «Голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся». И сказал Бог: «Кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого я запретил тебе есть?» Адам сказал: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел». И сказал Господь Бог жене: «Что ты это сделала?» Жена сказала: «Змей обольстил меня, и я ела». И сказал Господь Бог змею: «За то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей. И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту». Жене сказал: «Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою». Адаму же сказал: «За то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: «не ешь от него», проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. Терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою. В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься» (Быт. 3: 1-19).

Представленное повествование является не мифом или аллегорией, а реальной историей. В этих простых словах заключена величайшая трагедия, случившаяся с человечеством.

Кто скрывался за змеем?

Само ли по себе пресмыкающееся — змей — искушало людей? Поскольку змей обращается к жене, рассуждает, клевещет на Бога, то можно точно утверждать, что в данном случае действует существо разумное, то есть личность, и при этом личность недобрая, лживая.

В Священном Писании наименование змея присваивается падшему Деннице, например в Апокалипсисе: «Низвержен был великий дракон, древний змий, называемый дьяволом и сатаною, обольщающий всю вселенную» (Откр. 12: 9); «Дракон, змий древний, который есть дьявол и сатана» (20: 2).

Образ змея наиболее соответствует характеру дьявола, так как напоминает вкрадчивость, изворотливость и ядовитость падшего в глубину духовной тьмы.

— То есть пресмыкающегося не было? — Было! Невидимый змей — злой дух — воспользовался животным — змеем как орудием для совращения человека.

Он специально обращает свое обольщение вначале на Еву, то есть женщину, существо более слабое и склонное к чувственности.

Самая страшная ложь

Обращаясь к Еве, демон употребляет не прямую ложь, а ложь самую страшную — полуправду. Извращая повеление Божие, он говорит: «Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» (Быт. 3: 1).

Лукавый специально пытается расширить запрещение Бога (ведь Господь повелел не вкушать всего от одного дерева), чтобы представить Его Существом суровым. Демон хочет подорвать доверие человека к Богу, показать, будто Господь не любит людей и не заботится о них. Но главное, дьявол свое обращение к Еве предлагает в форме вопроса, чтобы вовлечь ее в диалог с собой.

Представьте стог сена: как бы ни был он велик и плотно уложен, достаточно к одной травинке прикоснуться язычку пламени, и от сена останется лишь пепел. Так и человеку, достаточно только обратить внимание на лукавого, вступить с ним в самый небольшой контакт, и это уже влечет за собой бедствие души. Первая ошибка Евы заключалась в том, что она вообще стала отвечать на вопрос змея.

Казалось бы, еще нет ничего худого, Ева всего лишь ответила, что Бог запретил вкушать только от одного дерева. Но посмотрите внимательно: в словах Евы уже словно присутствует нота недовольства Божией заповедью, и она почему-то добавляет, что Господь запретил даже прикасаться к дереву.

Гипнотизм демона

Помните стишок из сказки Льюиса Кэролла «Алиса в стране чудес»:

К нам сегодня приходил
Наш знакомый Крокодил.
Говорил: «У вас в пруду
Я друзей себе найду.
У вас тут плавают ерши
— Они для дружбы хороши».
Увидел Крокодил ершей,
Улыбнулся до ушей,
И слышится из пасти:
«Ребятушки, залазьте!»

 Удав, желая задушить жертву, сначала гипнотизирует ее своим взглядом. Животные цепенеют, чуть ли не сами уже лезут в пасть змея.

Ошибка Евы заключалась в том, что она вообще обратила внимание на слова демона и тем более продолжала беседовать с ним, хотя знала его богоборческую сущность. Воздействие лукавого духа гипнотическое. Змей льстивым вопросом, под видом заботы о благополучии человека, привлек внимание к себе, а затем достиг и сочувствия Евы. Семя недоверия к Богу посеяно в ее душе.

Теперь дьявол действует наглее и прямо клевещет на Бога: «Нет, не умрете; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3: 5). Искуситель пытается представить Бога лживым и завистливым, утаивающим от человека полезное для него. Демон льстит слуху, будто нарушив повеление Божие и вкусив плод, люди станут «как боги».

И гордый демон не отстанет,
Пока живу я, от меня,
И ум мой озарять он станет
Лучом чудесного огня;
Покажет образ совершенства
И вдруг отнимет навсегда
И, дав предчувствия блаженства,
Не даст мне счастья никогда.
М. Лермонтов, «Мой демон»

Но ведь Господь и так изначально предназначил человека к богоподобию. Только достичь это возможно путем единения с Богом, когда наша воля свободно следует за волей Божией. Тогда Господь постепенно преображает человека, все более приобщая его к Своим свету и вечной жизни.

А сатана предложил, как казалось, совсем «простой» способ: сорвать запретный плод и вкусить, как будто сам плод обладал магической, волшебной силой, делающей человека равным Богу.

Ошибка первых людей заключалась и в том, что райское дерево они посчитали за некий талисман, насильственно овладев которым будто бы можно было мгновенно стать самостоятельными властителями всего мира.

Новое «откровение»

Предложение змея было коварно. Он не сказал: «Сорвите и ешьте» — соблазн предлагается не в форме повеления от своего «я», собственное лицо лукавый скрывает. Он специально ссылается на Бога: «…не умрете… знает Бог, что… вкусите… и будете, как боги…» В этом совершенно новом для людей «откровении» о Боге соблазн удался.

Предложение змея вызвало в душе Евы кипение гордости, сопряженное с настроением протеста Богу. Поэтому на дерево она смотрит уже другими глазами. «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание» (Быт. 3: 6). Вместо святых мыслей душу жены наполнили одни чувственные, приземленные помыслы и желания.

Совершив грех в душе, она совершает его и на деле. «И взяла (она) плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт. 3: 6). Как поступила Ева, так поступил и Адам, он разделил с ней все греховные мысли, чувства и дела.

В Волоколамском патерике (сборнике истории определенного монастыря и жизнеописаний иноков) записан такой случай: «Татары пленили у одного воина жену. Он взял секиру и своего пса и пошел вслед за ними. Татары, остановившись в одном селении, упились и спали, как мертвые. Воин секирой отсек всем им головы. Войдя в одну комнату, он увидел свою жену, лежащую с татарским князем на одре, который также спал, упившись вином. Жена, увидев мужа, разбудила варвара. Он вскочил и начал биться с воином. Одолев воина, он уже сел на него и, вынув нож, хотел заколоть. В этот момент собака, видя своего хозяина в опасности, стремительно бросилась на князя и стащила его. Воин, встав, убил князя… Так зверь избавил своего господина, жена же предала его на смерть».

Почему прародители пали?

Согласно одной австралийской легенде, собака и кенгуру некогда были людьми и превратились в таких животных тогда, когда сами стали вести себя как собака и кенгуру.

Никто не принуждал первых людей идти вопреки заповеди Божией. Как бы ни была велика сила соблазна, исходившего от дьявола, она нисколько не нарушала изначальной свободы человека. Прародители могли и принять вражеское обольщение, и отвергнуть его. Ведь их душа была совершенно свободна от какого-либо порока, и поэтому она не испытывала внутреннего влечения ко греху.

Нарушение заповеди Божией было не навязано людям, а предложено, они добровольно отдали себя в послушание демону.

«Дьявол получил успех не от своей силы, но от беспечности и нерадения Адама (и Евы)», —утверждает святитель Иоанн Златоуст.

Плод нерадения

Господь заповедал людям возделывать Рай и хранить. Это означало необходимость постоянно заботиться и хранить в своей душе состояние богообщения. Прародители проявили беспечность, стали невнимательны к общению с Богом, потому и не сохранили себя в состоянии райском, благодатном.

Адам еще не знал, что с ним будет, когда окажется без Бога. Человек без Бога — ничто, но прародители еще не обладали опытным знанием этого. Однако от человека подобного и не требовалось. Ему необходимо было постоянно помнить, кто он вообще есть: тварное существо, счастье которого зависит от близости Творцу.

И тем не менее человек свой взор от Господа отвратил. «Удивительно, с какой легкостью совершилось падение праотцев! — пишет святитель Игнатий (Брянчанинов). — Не было ли оно предуготовано их внутренним расположением? Не оставили ли они в раю созерцание Творца, не предались ли созерцанию твари и своего собственного изящества? Прекрасно созерцание себя и твари, но в Боге и из Бога; с устранением Бога оно гибельно, ведет к превозношению и самомнению… Праотцы, оказав преслушание Богу и склонившись в послушание дьяволу, сами себя сделали чуждыми Бога, сами себя сделали рабами дьявола».

Так началась духовная катастрофа человечества, приведшая и всю сотворенную Вселенную к страданиям.

Но винить ли нам праотцев?

Размышляя о грехопадении наших прародителей и последствиях этого во всем мире, может невольно возникнуть мысль, что вся вина лежит только на праотцах.

Как бы мы поступили на месте Адама и Евы?

Народное шуточное стихотворение «Стефанида и Пахом» предлагает один из ответов.

Ах, как много переносим
Мы и горя и забот:
Землю пашем, сено косим,
Так что градом льется пот.
Кабы этак не сгубили
Долю праотцы свою,
Мы теперича бы жили
Припеваючи в раю.
Али это не обида —
Нам терпеть за грех чужой, —
Так ворчала Стефанида,
С поля идучи домой.
—      И Адам не меньше
Виноватый в том.
Он не жениным советом,
А своим живи умом.
Сзади шел один богатый
Барин, добрый, дароватый.
Он их ропот услыхал
И с участием сказал:
—      Не вините безрассудно
Вы родителей своих.
Слова нет, что жить вам трудно.
Но ведь это не от них.
Вы б не лучше поступили,
Твердо я уверен в том.
Кабы вы бы сами были
В положении таком.
Чтобы больше вы не смели
На судьбу свою роптать,
Я хочу на самом деле
Вашу твердость испытать.
Завтра вы ко мне придите,
Я вам дам особый дом.
В нем живите, как хотите,
Не печальтесь ни о чем.
У меня работать в поле
Вас не будут принуждать.
Жить вы будете на воле,
Сладко есть и отдыхать.
Ваше платье очень худо —
Я велю другое дать.
И к столу четыре блюда
Ежедневно подавать.
Ешьте все вы на здоровье,
Кроме блюда одного.
А потом оно закрыто.
Ну и что им до него.
Им теперь уж все довольно —
Их оставила нужда,
Только мучает невольно
Любопытство иногда.
Раз, сидя за этим блюдом,
Стефанида говорит:
—      Что ж за кушанье под спудом
Тут секретное стоит?
Кабы это было можно
Заглянуть туда глазком,
Или с края осторожно
Хоть лизнуть бы язычком.
Ведь от этого не будет
Нам с тобою ничего.
Да оно и не убудет,
Если взглянем на него.
—      Так, пожалуй, это можно,
— Ей на то Пахом сказал.
— Посмотри, но осторожно,
Чтоб хозяин не узнал.
—      Да не бойся, не узнает,
— Говорит ему жена.
И поспешно открывает
Блюдо тайное она.
Видят чудо — не варенье и не пышки.
Кто представит их испуг?
Две проворненькие мышки
Быстро выскочили вдруг.
Стефанида испугалась,
Крышку на пол уронив.
И сама чуть не упала,
Крышку вдребезги разбив.
Крышка вдребезги разбилась,
Мышки спрятались под стол.
В это время дверь открылась
И сам барин к ним вошел.
—      Так-то слово вы сдержали, —
Грозно крикнул он на них. —
И не вы ли осуждали
Прародителей своих.
Тут подал он наставленье,
Им полезное сказал.
И назад опять в селенье
Перебраться приказал.
И пошли они, вздыхая,
В деревенский домик свой,
Как изгнанники из рая,
С сокрушенною душой.
Путь их к хижине убогой
Им теперь не весел был.
А Пахом жену дорогой
Будто правый все корил.
—      Да уж полно плакать,
не поможет, —
Наконец сказал он ей.
Осуждать так всякий может,
Да не сделает умней.

Вопросы:

  • Какое определение злу могли бы дать вы?
  • Если Бог создал все добрым, то как и когда появилось зло?
  • Может ли, на ваш взгляд, служитель зла быть счастлив?
  • В чем заключалось грехопадение первых людей?
  • Какую самую главную ошибку допустила Ева?
  • Почему гибельно вступать с демоном даже в самый небольшой контакт?
  • В чем же состояла причина падения наших прародителей?

Валерий Духанин

Просмотров (2519)

Перейти к верхней панели