3. О ЧЕМ ВОЗВЕЩАЕТ ВСЕЛЕННАЯ

(Валерий Духанин, кандидат богословия, преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии)

Итак, религия — это сокровенная встреча человека с Богом, общение личности человека с личностью Господа.

Это священное общение начинается с веры. Без веры невозможно познать Бога.

Верующий не нуждается в научной, рассудочной аргументации Божия бытия. А как же неверующий? При желании он может ознакомиться и с доказательствами. Вокруг и в самих себе вы обнаружите много свидетельств тому, что Бог действительно существует. Об этом всегда говорили величайшие ученые. Науки мира начинались с того, что люди прославляли Творца через познание Его творения.

Давайте и мы прикоснемся к основам наук.

Причина движения космоса

На уроках астрономии, физики и химии вы знакомились с законами Вселенной. О чем говорят нам эти законы? В первую очередь о том, что у каждого явления бывает своя причина. Так, совсем не нужно быть академиком по астрономии, чтобы признать, что смена дня и ночи имеет своей причиной вращение Земли вокруг собственной оси. Аналогично смена зимы и лета имеет причиной движение Земли по орбите вокруг Солнца.

Какова же причина вращения и движения Земли? Вспомнив Ньютона, у которого произошел казус с яблоком (упало на голову), уверенно скажем: действие гравитационных сил. Ничто не происходит просто так. И у дождя, и у летящего камня, и у падающей кометы бывает причина их действия. Это понятно каждому, не только Ньютону. Но есть более глубокий вопрос: какова причина возникновения и движения всей Вселенной?

В советских учебниках долго держалась теория «пульсирующей Вселенной»: из точки сверхплотного вещества или из вакуума путем взрыва возникает мир. Хаотическое движение частиц слагает систему галактик. А некогда эта чудовищная машина Вселенной станет судорожно сжиматься и вернется к прежней бездонной мгле небытия.

По какой причине произошел взрыв? Неужели хаос вдруг беспричинно организовался в стройные галактики? А планеты сами собой начали вертеться вокруг Солнца?

М. В. Ломоносов сформулировал следующую аксиому: «Все, что покоится, не может прийти в движение, если не будет двинуто другим». Так кем же все было двинуто?

Некий преподаватель читал в своем учебном заведении лекцию о возникновении Земли. На доске он поставил мелом точку и сказал: Вот, это Земля, которая появилась много миллионов лет назад. С каждым тысячелетием она росла, развивалась…», —учитель начертил на доске большой круг. Весь урок он говорил о происходивших с Землей явлениях. В конце он подвел итог: «Вот как происходило развитие Земли. А в Библии сказано, что мир создан Богом». Тут поднялся один школьник и сказал: «Вы сорок пять минут рассказывали о возникновении Земли и в конце сказали, что Бог не мог создать ее. А я хочу вас спросить: кто мелом поставил точку на доске?» — «Как кто? Я!» — «А кто поставил точку земли во Вселенной?»

Кто часовщик космических часов?

Как-то шотландский философ Беатти начертил на грядке своего огорода имя сына и засыпал семенами салата. Дней десять спустя мальчик прибежал к отцу и с удивлением сообщил, что нашел свое имя выросшим на гряде. Отец улыбнулся и сделал вид, что не верит такому чуду. Тогда ребенок повел его в огород, чтобы он убедился в этом сам. Родитель, увидев ростки, сказал: «Это простая случайность». Мальчик задумался: «Как же это ни с того ни с сего выросло мое имя? Кто-нибудь это непременно устроил, только я не знаю, кто и как». Тогда отец ответил: «Ты прав, это не могло произойти само собой. Вот так-то и весь мир, который ты видишь, не мог образоваться сам по себе, если бы его не создал Бог, Которого мы и называем поэтому Творцом».

Француз-вольнодумец Вольтер, вопреки собственным взглядам, восклицал: «Мир меня удивляет, и я не могу себе представить, что эти часы существуют без часовщика». А Декарт, словно предчувствуя аксиому Ломоносова, указывал первопричину всякого движения именно в Боге.

Ничто или хаос сами собой ничего не создадут. К примеру, если вы разрежете книгу Л. Н. Толстого «Война и мир» (чего, конечно же, делать не стоит) на отдельные буквы и смешаете их, то получится полный хаос. Что же нужно для того, чтобы создать из хаоса букв книгу «Война и мир»? Очевидно, разум (предполагаем, разум Льва Толстого).

И когда вы рассматриваете самую простую вещь, сделанную человеком, то понимаете, что она произведена разумным существом и предназначена для определенного употребления. Представьте, например, что в лесу вы повстречали аккуратно выложенный шалаш. Неужели это ветер наломал ветвей, согнал вместе и случайно уложил их в правильном порядке? Или здесь потрудился разум? Так и гармония, целесообразность, стройность мира есть проявление Высшей Мудрости.

Исаак Ньютон утверждал: «Из слепой физической необходимости, которая всегда и везде одинакова, не могло бы произойти никакого разнообразия; и все соответственное месту и времени разнообразие сотворенных предметов, что и составляет строй и жизнь Вселенной, могло произойти только по мысли и воле Существа Самобытного, Которое я называю Господь Бог».

Хаос сам собой не порождает гармонии. Как ни перемешивай механические детали, сами собой они не соберутся в автомобиль, и тем более этот автомобиль никогда сам не придет в движение. Прекрасная картина предполагает существование талантливого художника, механизм часов — разумного мастера, а все мироздание — мудрого и всесильного Творца.

Вселенная — это такой сложнейший, гигантский и при этом удивительно точный механизм, что в нем нельзя не увидеть произведение Высшего Разумного Существа.

Об этом говорил еще греческий философ Платон (У-1У века до Р. X.): «Все возникшее нуждается для своего возникновения в некоей причине. Конечно, Творца и Отца этой Вселенной нелегко отыскать, а если мы Его и найдем, о Нем нельзя будет всем рассказывать… Космос прекрасен, и Демиург (Устроитель) его добр… Космос — прекраснейшая из возникших вещей, а Демиург — наилучшая из причин… Будучи благ, Он позаботился обо всех видимых вещах, которые пребывали не в покое, но в нестройном и беспорядочном движении; Он привел их из беспорядка в порядок».

Весь мир в целом и жизнь на земле в частности возникли лишь благодаря действию всесильной руки Всевышнего Создателя.

Книга природы

Мы привыкли беспечно смотреть на явления окружающего мира и порой не замечаем его чудесных свойств. Однако каждая даже самая мельчайшая частица этого мира поражает глубокой мудростью и целесообразностью своего устроения.

Однажды корреспондент спросил физика Томаса Эдисона, который изобрел электролампочку, о целесообразности в мире атомов. Ученый сказал:

—      Неужели вы думаете, что это совершается без всякого смысла? Атомы в гармоническом и полезном соединении принимают красивые и интересные очертания и цвета, словно выражая свое удовольствие. В болезни, смерти, разложении или гниении — несогласие составных атомов немедленно дает себя чувствовать дурными запахами. Соединенные в известных формах, атомы образуют животных низших разрядов. Наконец, они соединяются в человеке, представляю щем собою полную гармонию осмысленных атомов.

— Но где первоначальный источник этой осмысленности? — В какой-то Силе превыше нас самих. — Итак, вы верите в Создателя, в Бога?

—      Конечно, — ответил Эдисон, — существование Бога может даже быть доказано химическим путем.

Природа — это книга, которая, если научиться ее читать, знакомит с Таинственным, Премудрым Автором.

Посмотрите на маленькое семя какого-либо злака. Оно состоит из разных элементов — кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, железа, крахмала, сахара и т. д. Науке известны эти вещества, но ни один ученый не может создать даже самого мельчайшего зернышка. Почему? Потому что в семя вложен закон жизни, так что, оказавшись в определенной среде, под влиянием влаги, оно производит росток, который укрепляется в колос и рождает много новых семян.

В крохотном яблочном семечке заложен план всего дерева, плетение его корней, толщина ствола и ветвей, размер листьев, аромат цветов и вкус плодов. Семя еще не дало ростка, а уже настроено на произведение сочных яблок. Если же в маленьком семечке заложены такие разумные законы, то возникает вопрос: заложены Кем?

Кто научил растения поглощать углекислый газ и выделять кислород? Кто составил траву из целебных веществ, доставляющих человеку здоровье?

Кто научил пчел строить соты, выкладывая правильные и красивые ячейки, дал им способность собирать нектар и обращать его в мед?

Кто произвел у муравьев разделение труда, научил их заранее предугадывать погоду, так что перед дождем они закрывают вход в свое жилье, а чувствуя суровую зиму, располагаются глубже в земле?

Кто даровал жуку-бомбардиру способность поражать врага настоящим огнем? С удивительным смыслом даны бомбардиру две группы желез, вырабатывающих взрывчатую жидкость, даны специальные мешочки для хранения ее и настоящая «камера сгорания», где жидкость взрывается и выплескивается наружу. Знаете ли вы, что жидкость эта, выработанная в экспериментальных условиях, взрывается сразу же, а догадливый жук добавляет еще в жидкость особенное вещество, препятствующее взрыву, которое нейтрализуется только в «камере сгорания»? Могло ли это насекомое-огнемет образоваться случайно или в его устроении виден Чей-то удивительный замысел?

Натуралист и поэт Пуше делится своим удивлением: «Я никогда не могу смотреть на одну из этих громадных губок (чашу Нептуна), не преклоняясь пред мудростью Провидения. Это поистине монументальное произведение воздвигается мириадами полипов, слабеньких животных, скорченных в своих норках и вылезающих оттуда до половины для того, чтобы погрузить свои незаметные щупальцы в волны.

Но эти полипы отделены друг от друга и находятся часто на расстоянии метра: кто же направляет и водит их едва заметные щупальцы, чтобы придать их постройке гармоническую симметрию? Когда часть ножки чаши бывает окончена, кто возвещает всей колонии, что следует начать расширять ее? Кто предупреждает о наступлении момента, чтобы сделать углубление в чаше, обточить ее края или снабдить их ребра изящными украшениями? Наконец, какое высшее вдохновение указывает этому множеству рабочих, удаленных друг от друга и заключенных в своих клетках, что, отливая чашу, следует соблюдать художественную пропорциональность?»

Рыбе дан плавательный пузырь, изменяя объем которого она способна погружаться в воду на разную глубину.

Летучая мышь снабжена системой эхолокации, так что в полной темноте, посылая ультразвуковые колебания и принимая обратно, минует препятствия.

Птица летит тысячи километров через леса, моря, горы, пустыни и не сбивается с дороги. Сама способность летать дана ей с глубоким расчетом строения скелета и мускулов, размера крыльев и перьев…

А человек — не чудо ли это?

Не чудо ли — сама жизнь?

Чудо жизни

Ученые-материалисты утверждают, что жизнь началась с простейшего живого организма, который путем эволюции развился до сложнейших форм животного мира. Задайте этим ученым такой вопрос: а кто дал жизнь первой живой клетке»?

Менее совершенное не может произвести из себя более совершенное. Иначе будет противоречие здравой логике: мертвое рождает живое.

Академик В.П. Доброхвалов верно замечал: «Подлинная наука давно установила тот непреложный факт, что материя сама по себе мертва, пассивна и породить жизнь не может».

О том же говорил великий французский ученый Луи Пастер: «Жизнь возникла из жизни, но никак не из мертвой материи».

Кто же этот Премудрый, Всесильный Податель жизни, наделивший человека таким уникальным даром? Только Бог!

Но разве человек — не продукт эволюции и приспособления к среде менее совершенных существ?

Наука генетика утверждает

Каждый живой организм содержит в себе программу, или информацию. Данная генетическая информация изначально определяет, будет ли этот организм слоном или лягушонком. По наследству передаются только признаки именно данного рода, класса и вида.

Организм запрограммирован на рождение собственной копии. Но если у вас есть родной брат или сестра и они не похожи на вас, то это только потому, что полученная от родителей информация поразному комбинируется.

Молекула ДНК способна сохранять информацию, но никак не увеличивать. Поэтому одноклеточные существа, на которых материалисты возлагали столько надежд, изначально не запрограммированы на появление у них глаз, ушей, мозга, рук, ног.

Селекция собак показала, что путем отбора особей определенного вида, например только низких или только высоких, можно добиться новой породы — болонки или дога. Но все это будет собака, а не заяц или пантера. Более того, породистые собаки хуже приспособлены к существованию, поскольку селекция понизила их генофонд (отвергла некоторые свойства).

Изменение информации ДНК возможно только при внутреннем сбое — мутации. Но и мутации подвели материалистов. Оказывается, 99% мутаций — вредные: они ведут к уничтожению, а не развитию данного организма. 1% мутаций — нейтральный, то есть, оставляя организм живым, не переводит его на ступеньку выше в животном мире.

Эволюционная теория в конце концов привела к абсурдному выводу, что человек — продукт фантастических ошибок при копировании генов простейших существ.

Хаос + хаос + жизнь

Человеческое естество — одно из удивительнейших явлений природы. В утробе матери клетка зародыша по размеру — что точка, поставленная на бумаге остро отточенным карандашом. Но в этой мельчайшей клетке уже заложен рост человека, запрограммированы его голова, руки, ноги, сердце, легкие, черты лица и т. д. Даже зрение — это сложнейшее восприятие действий света — уже формируется у зародыша. Все это не нужно для бытия только в утробе матери.

Тот, Кто создал клетку, уже предвидел, что это понадобится по рождении ребенка на свет.

Как же не признать, что мы — уникальны! Это действительно так. Нам свойственна умственная деятельность, не стесняемая рамками пространства и времени. У человека есть совесть, помогающая различать добро и зло. Почти каждый стремится к развитию своих духовных способностей, ума, воли, чувств.

Сердце человека вмещает глубину переживаний, любви, непознанной жизни. Все это не может возникнуть из мертвой, бесчувственной, немыслящей материи, а затем из одноклеточного существа путем случайных ошибок и нарушений.

Да и могут ли случайности породить что-либо совершенное и величественное? Представьте, что пятилетний ребенок сел играть в шахматы с чемпионом мира и, как придется, не думая, переставляет фигуры. Выиграет ли он? — Если только чемпион поддастся!

Ученым известен такой закон: события, вероятность которых крайне мала, никогда не случаются.

Как утверждал профессор Конклин из знаменитого университета в Пристоне, «возможность случайного, стихийного зарождения жизни подобна тому, как если бы энциклопедический словарь возник в результате взрыва в типографии».

Но, будучи я столь чудесен,
Отколе происшел? — безвестен;
А сам собой я быть не мог.
Твое созданье я, Создатель!
Твоей премудрости я тварь…

Так восклицает классик Гавриил Державин в известной оде «Бог».

Кем же могла быть создана природа нравственная, мыслящая, чувствующая, стремящаяся к добру ? Только Премудрым, Всеблагим, Всесовершенным Существом! И если человек обладает умом, волей и чувствами, то в бесконечной мере ими обладает Тот, Кто создал его. Крупнейшие ученые признают это само собой разумеющимся.

А теперь, наконец, зададимся самым актуальным для человека вопросом: кто наш предок?

Кто наш предок?

Эскимосы считали, что люди произошли от медведя. Древние китайцы видели наших предков в блохах и во вшах с тела мифического великана Паньгу. А материализм принес идею происхождения людей от обезьяны, исказив на века взгляд на истинную природу человека.

Кстати, у некоторых народов обезьяны действительно считались людьми, которые наказаны уродством за свои грехи. А некоторые дикие народы верят, что обезьяны могли бы даже разговаривать, но нарочно притворяются немыми, чтобы их не привлекали к работе.

Обычно теорию эволюции связывают с именем Чарлза Дарвина. Но в его книгах «Происхождение видов» и «Происхождение человека» нет категоричных утверждений о появлении новых видов из ранее существовавших. Эволюцию за счет естественного отбора Дарвин называл только гипотезой.

В своих произведениях Дарвин указывал на качественное различие между обезьяной и человеком — способность к развитию и членораздельная речь свойственны только последнему. В письмах он признавался: «Я абсолютно не имел в виду писать в атеистическом духе…»; «В самые крайние моменты колебаний я никогда не был атеистом в том смысле, чтобы отрицать существование Бога». В течение тридцати пяти лет он был церковным старостой. А когда известный естествоиспытатель Уоллес посетил Дарвина, то ему пришлось подождать приема, так как сын Чарлза сказал: «Сейчас мой отец молится».

Пропагандировать наше родство с шимпанзе начал в публичных лекциях Томас Гексли. И если древний философ Платон говорил: «Обезьяны — это выродившиеся люди», то Гексли стал утверждать обратное: «Люди — это выродившиеся обезьяны».

В сказке Вильгельма Гауфа «Молодой англичанин» рассказывается, как в немецком городе Грюнвизель один нелюдимый приезжий тайно приобрел орангутанга. Он стал обучать обезьяну правилам этикета, танцам, игре в кегли и даже немецкому языку. Одев орангутанга в джентльменский наряд, он наконец вывел подопечного в общество, представив его как своего племянника. «Он очаровал всех, завоевал все сердца. Правда, что касается наружности, с лица его нельзя было назвать красивым; подбородок и особенно нижняя челюсть слишком выдавались вперед, и цвет лица был чересчур смугл, да еще он подчас корчил уморительные рожи, закрывал глаза и скалил зубы, но все же, по общему мнению, черты лица у него были оригинальные и интересные».

Иногда «племянник» допускал нелепые выходки, бегал по комнатам, садясь на кресло, вытягивал ноги, был груб к дамам и людям старшего возраста, прыгал на кареты и гримасничал. Но «что у другого молодого человека сочли бы нарушением хорошего тона и в высшей степени вульгарным, в данном случае признавали гениальностью». Дядя в каждом доме признавался хозяйке: «Племянник мой еще несколько дик и не воспитан, но я крепко надеюсь на общество: оно его отшлифует и образует как следует, и именно вашим заботам я поручаю его особенно настоятельно».

Общество преуспело немного. Высокопоставленные господа, видя шалости «повесы», уверяли, что и сами в молодости поступали так же. Воспитатель хитро заверял, что «эти проказы не духовного, а скорее физического порядка, они свойственны его природе». А местная молодежь, видя снисхождение к подобному поведению, стала ему подражать: все забросили книги, шатались по улицам и вели себя крайне развязно.

Наконец, все раскрылось. На торжественном концерте «джентльмену» предложили спеть дуэт с милой девушкой. Вместо того чтобы взять ноту «до», «певец» взял свой ботинок и запустил в капельмейстера. С героя спал парик, он стал скакать и проявил себя в своем подлинном обличье. Случайно оказавшийся здесь ученый, всмотревшись, воскликнул: «Милостивые государыни и милостивые государи, как допустили вы это животное в порядочное общество? Да ведь это же обезьяна». «Как? Обезьяна, орангутанг в нашем обществе?» — изумлялись все. Его подвергли тщательному осмотру. Но он как был, так и остался орангутангом. Итак, даже сказка бессильна сделать из обезьяны человека.

А как же палеонтология?

Вы, может быть, видели в музеях бюсты и изображения доисторических людей, питекантропов, синантропов, неандертальцев и т. д. Предполагаемых обезьянолюдей распределяли по клеткам эволюционной карты, которая сводилась к человеку. Если взять все находки, принятые на вооружение эволюционистами, то они заняли бы поверхность всего лишь одного письменного стола.

Одна из самых сенсационных находок была в 1891 году. Ученый Дюбуа обнаружил на острове Ява часть черепа, три зуба и бедренную кость. Это назвали «яванским человеком» или «стоящей обезьяной», той самой, что наконец-то слезла с дерева и сделала себе дубину для охоты. Бедренная кость была похожа на человеческую, а череп напоминал череп обезьяны. При этом замалчивалось самое главное: окаменелости были выкопаны в местах, отстоящих друг от друга на 14 метров и в породе находились черепа настоящих людей. Дюбуа лишь в конце жизни признался, что окаменелости не были останками обезьяночеловека, а череп принадлежал гигантскому гиббону.

Знаменитый анатом Вирхов подчеркивал несоответствие находок идеям эволюционизма. Он же разоблачил «неандертальский череп», найденный в 1856 году в Неандертальской долине в Пруссии, и говорил: «Попытка найти переход от животного к человеку привела к полной неудаче». Данное высказывание в современной науке принято повсеместно.

Кстати, в XX веке американские ученые в течение десяти лет проводили эксперимент: пытались обучить шимпанзе (по имени Уошоу) знакам речи глухонемых. Животное так выдрессировали, что, если оно хотело клубники, то делало условные знаки. Однако Уошоу так и не научилось самостоятельно строить фразы. Никаких собственных мыслей в ее знаках не проглядывало. Так что вся наука «речи» шимпанзе не превзошла умения медведей ездить на велосипеде или дельфинов играть в волейбол. Это осталось кропотливым трудом дрессировки, плоды которой животное осмысленно усвоить и передать другим неспособно.

Человек — это его вера

Так утверждал философ И. В. Киреевский. Если верить, что люди — создание Божие, то нам открыты просторы вечности, бесконечное духовное совершенствование. А если верить, что человек — мутация обезьяны, то, значит, человечество уже спустилось до уровня животного стада, где вожаком становится сильнейший. В 1915 году турецкое правительство приняло решение уничтожить всех армян. Одним из обоснований этого чудовищного террора была ссылка на дарвиновскую теорию естественного отбора. Вывод звучал так: более сильные организмы не только могут, но и должны уничтожать слабейших в борьбе за существование. У Пушкина есть такие строки:

Художник-варвар кистью сонной
Картину гения чернит
И свой рисунок беззаконный
Над ней бессмысленно чертит.

Эволюционная теория, которая в буквальном смысле производила из мухи слона, низвела человека с уровня богоподобного достоинства к амебе, бактериям и плесени.

Джеймс X. Джаунси, глава департамента естественных наук и математики в Австралии, констатировал: «С тех пор как стала преобладать идея о так называемой человекоподобной обезьяне, современный человек остался без знания своего действительного предка… Наука сегодня предупреждает весь мир об опасности, перед которой стоит сегодня наша цивилизация. Это как раз и является главной причиной, почему многие великие ученые сделали поворот к Богу как к последней надежде найти ответы на проблемы этого мира».

В упомянутом стихотворении Пушкина далее читаем:

Но краски чуждые, с летами,
Спадают ветхой чешуей;
Созданье гения пред нами
Выходит с прежней красотой.
 
Так исчезают заблужденья
С измученной души моей,
И возникают в ней виденья
Первоначальных, чистых дней.

Кто устроил Землю как дом для людей?

Вспомните «Аленький цветочек» Аксакова. Купец, пробираясь через дремучий лес, вышел на поляну и увидел великолепный дворец. Все здесь было из золота, драгоценных камней, много комнат с прекрасным убранством. Перед купцом появлялись кушанья, было где отдохнуть — словно все специально устроено для жизни человека. Только хозяина дома не было видно. Но ведь кто-то непременно построил этот дворец, и построил так, чтобы в нем можно было жить.

А теперь посмотрите на тот мир, в который пришли мы. Ваши наблюдения совпадут с выводом американского ученого Ральфа Эстлинга: «Абсолютно во всем, начиная от постоянных определяющих гравитационные, электромагнитные, сильные и слабые ядерные взаимодействия и вплоть до основных биологических предпосылок, мы обнаруживаем, что космос в целом, наше солнце в частности, и в особенности земля настолько точно подогнаны к нам, что неизбежно напрашивается вопрос: а не Бог или кто-то еще с аналогичным именем создал все это, прежде всего имея в виду нас? Этого слишком много для совпадения, даже для чуда, чтобы назвать чистой случайностью».

Благодаря определенной массе Земли, ее сила тяжести удерживает атмосферу и гидросферу и одновременно позволяет живым телам свободно передвигаться.

Ежедневно в атмосферу планеты вторгаются миллионы метеоритов. И если бы атмосфера была менее плотной, то космические глыбы, раскалившись при трении о воздух, не успевали бы сгорать и производили бы немыслимое количество пожаров.

Благодаря слою озона на высоте 20-25 километров, атмосфера задерживает вредные ультрафиолетовые, рентгеновские, гамма — и прочие лучи, которые могли бы в несколько минут погубить все живое. Она же предохраняет Землю от перегрева и переохлаждения.

В самой атмосфере содержится такой химический состав, который единственный позволяет человеку дышать свободной грудью.

А вода — совершенно уникальное вещество. Все другие сочетания водорода, похожие по молекулярному составу на воду, ядовиты (Н2S — сероводород, Н2N — аммиак). Вода же — основа жизни. Ткани человеческого тела состоят на девять десятых из воды. Благодаря обмену воды в организме, человек может жить.

Вода обладает и еще одним удивительным свойством. Ее наибольшая плотность бывает при температуре +4°, а при возрастании или убывании температуры вода одинаково расширяется (тогда как все другие вещества расширяются только при нагревании). Поэтому лед всегда легче воды, он препятствует морозу проникать в воду, благодаря чему жизнь в реках сохраняется и зимой.

Ученый Крессм Моррисон (и не только он) указывает еще на некоторые интересные наблюдения: «Математические доводы говорят о том, что для возникновения и развития жизни на Земле необходимо невероятное число взаимоотношений и взаимосвязей, что без разумного направления, просто случайно они возникнуть не могли бы никак. Скорость вращения поверхности Земли определяется примерно в 1000 миль/час. Если бы Земля вращалась со скоростью 100 миль/час, то наши дни и ночи стали бы в десять раз длиннее. В течение долгого дня Солнце выжигало бы все живое, в течение долгой ночи все живое вымерзало бы. Температура Солнца равняется 12 000 градусам по Фаренгейту. Земля удалена от Солнца ровно настолько, чтобы этот «вечный огонь» надлежащим образом обогревал нас — ни больше, ни меньше! Если бы Солнце давало бы вдвое больше — мы погибли бы от жары. Эти и бесчисленное множество других примеров свидетельствуют, что для случайного возникновения жизни на Земле нет и одного шанса из множества миллионов».

Некто специально позаботился о Солнечной системе, и в частности о Земле, чтобы здесь могла быть жизнь. И это был Бог.

Но ведь мы не видим Бога

Но ведь мы не видим Бога — так говорят многие из неверующих, и вы все, конечно, знакомы с этим аргументом. Однако, чтобы убедиться, что Бога нет нигде, что Он ни в чем Себя не проявляет, надо все видеть и все знать. Человек ограничен. Среди нас нет всевидящих и всеведущих. Если кто-то не видел моего отца, это еще не значит, что его нет.

Если же неверующие будут настаивать на своем, то расскажите им про следующее сравнение, которое предложил писатель XX века Владимир Солоухин:

«Карась (видимо, из карасиных космонавтов) выпрыгнул из пруда посмотреть, что делается за его пределами, задохнулся и — скорее на дно. «Ну, что там?» — спрашивают у карася его сородичи. «Никакой жизни там нет», — ответил карась. Конечно, им, карасям, невозможно представить, что есть иные формы жизни, что мы ездим на автомобилях, играем в футбол, возлежим на тахтах, сеем рожь, пшеницу. Это недоступно карасиному воображению, это для них то, что мы называем «сверхъестественным». Но если есть расстояние от нас до карасей, так сказать, вниз, то почему же не может быть такого же расстояния от нас до чего-нибудь или до кого-нибудь вверх?» А известно ли вам, что муравьи нас не видят? Они не имеют никакого представления о мире людей. И даже если муравей столкнется с башмаком человека, и даже если тщательно исследует этот башмак, он все равно не поймет, что же это такое.

Пусть мы не видим Бога, но мы не видим даже таких материальных вещей, как субатомный мир, гравитационное поле Земли, статическое напряжение и прочее. Да и совсем необязательно познавать Бога визуально. Его и невозможно созерцать телесными глазами. Ведь мы не видим, например, воздуха, но точно ощущаем его проявления и действия: воздухом мы дышим, без него не можем жить. Так человек способен чувствовать существование своего Творца, постоянно ощущать Его заботу.

Один неверующий француз в сопровождении проводника араба совершал путешествие по пустыне. Ежедневно араб преклонял колени на горячий песок и молился Богу. Однажды вечером француз спросил:
—      Откуда вы знаете, что существует Бог?
Проводник на минуту остановил свой взгляд на неверующем и ответил:
—      Откуда я знаю, что существует Бог? А из чего вы заключаете, что в прошлую ночь мимо нашей палатки прошел верблюд, а не человек?
—      Ну, так это видно по следам, — отвечал француз.
Тогда араб указал на заходящее солнце, заливавшее своими лучами весь горизонт, и сказал:
—      Это следы не человека.
Когда другой неверующий француз-революционер сказал на митинге вандейских крестьян: «Мы искореним ваши церкви, уничтожим статуи и все, что напоминает вам о Боге и религии», то один из крестьян выкрикнул из толпы:
—      Но мы надеемся, вы оставите нам звезды?

О чем говорят звезды?

Все, что вы видите вокруг: ясное небо и солнечные лучи, красоту природы и свет далеких звезд — хранит в себе отображение мудрости, величия, силы Создателя. И верующие чувствуют в этом величайшую Божию любовь. «Конечно, мы люди простые, но преизящество богозданной природы все же ощущаем», — говорит крестьянин из книги Лескова «Запечатленный ангел».

А знаменитый ученый Кеплер свое сочинение о гармонии миров заключает словами: «Благодарю Тебя, Создатель и Бог мой, что Ты даровал мне эту радость о творении Твоем, это восхищение делами рук Твоих. Я открыл величие дел Твоих людям, насколько мог мой конечный дух постигнуть Твою бесконечность. Если я сказал что-нибудь недостойное Тебя, то прости милостиво». Также Карл Линней в своем ученом труде исповедует величие и премудрость Бога, Творца и Владыки вселенной.

Удивительная гармония и порядок небесных тел в космическом пространстве, красота растительного и животного царства, неповторимый мир души человека — это и многое другое указывает на премудрое творчество и любовь Творца к Своему творению. «Как многочисленны дела Твои, Господи! Все сод ел ал Ты премудро; земля полна произведений Твоих» (Псал. 103: 2), — восклицал царь Давид (1040-970 гг. до Р. X.) в священных песнях — псалмах.

Как замечает академик Л. С. Берг: «Основной постулат, с которым естествоиспытатель подходит к пониманию природы, — это тот, что в природе вообще есть смысл, что ее возможно осмыслить и понять, что между законами мышления, с одной стороны, и строем природы, с другой, есть некая предустановленная гармония. Без этого молчаливого допущения невозможно никакое естествознание».

Кто же вложил в природу смысл? Кто сообщил законам вселенной гармоничность и целесообразность?

«Моя задача — найти истину в великом Божием творении», — писал Николай Коперник. «Читаю в небе замыслы Бога», — вторил ему Иоганн Кеплер. А Джордано Бруно утверждал: «Мы ищем Бога в неизменном, непреклонном законе природы, в благоговейном настроении души, руководимой этим законом, мы ищем Его в блеске солнца, в красоте вещей, происходящих из лона нашей матери-земли, в истинном отблеске Его сущности, в бесчисленных созвездиях, светящихся на неизмеримом пространстве единого неба… и воспевающих хвалу Всеблагому, Всеединому, Всевышнему».

Но теперь нам надо сделать небольшой перерыв, потому что даже в самом добром упражнении важно соблюдать меру. А чтобы отдыхать было поинтересней, предлагаем вам несколько вопросов:

Вопросы:

  • Итак, Кто поставил точку земли во Вселенной и может ли наше имя вырасти на грядке само?
  • Мог ли слон произойти от мухи, а человек  от обезьяны?
  • В чем существенное отличие человека от животных?
  • Все ли ощущают красоту Божия мира, а если кто-то не ощущает, то почему?
  • Возможно ли, на ваш взгляд, только логически доказать существование Творца Вселенной?

Валерий Духанин

Просмотров (261)

Перейти к верхней панели