4. НА ПУТИ К БОГУ

(Валерий Духанин, кандидат богословия, преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии)

Осенью 1654 года ученый Паскаль, сидя в экипаже, совершал прогулку по улицам Парижа. Неожиданно лошади испугались и понесли экипаж к реке Сене. Со всей скоростью они бросились в воду. Но случилось невероятное. Ремни упряжки порвались, и экипаж остановился у самой бездны. На ученого это произвело потрясающее впечатление. А для нас остается вопрос: было ли спасение только случаем или помощью Высшей Силы?

Известно, что в Паскале с глубокой ученостью сочеталась глубокая вера. В разные времена он записывал свои мысли о Боге, о вере в Него, о духовной жизни. Ученый хотел создать большое сочинение в защиту истин христианской веры. Смерть не позволила осуществиться этому, но сохранившиеся записи были изданы как «Мысли о религии».

Почему же великий ученый, соприкоснувшийся с тайнами наук, все более укреплялся в духовных истинах? Потому что, как говорил философ Френсис Бэкон (1561-1626), «малые знания удаляют нас от Бога, большие к Нему приближают».

Итак, наука не против Всевышнего

Наука не опровергает, а подтверждает бытие Божие. Если бы это было не так, то величайшие ученые мира были бы атеистами. Однако факты говорят об обратном. Приведем имена наиболее известных верующих ученых:

Николай Коперник (1543), совершивший переворот в астрономии;
Иоганн Кеплер (1630), обосновавший гелиоцентрическую систему;
Рене Декарт (1650) — философ, физик, математик и физиолог;
Блез Паскаль (1662) — физик, математик, религиозный мыслитель, основоположник классической гидростатики;
Готфрид Лейбниц (1716) — философ, математик, физик, языковед;
Исаак Ньютон (1727) — физик, математик, астроном. Кстати, у него есть богословские работы и толкование на одну из книг Библии, а при произнесении имени Божия он с благоговением обнажал голову;
Михаил Васильевич Ломоносов (17б5) —ученый-энциклопедист;
Андре Ампер (1836) — один из основоположников электродинамики;
Георг Мендель (1884) — августинский монах, основоположник генетики;
Жорж Дюма (1884) — основоположник органической химии;
Софья Ковалевская (1891) — математик;
Луи Пастер (1895) — основоположник современной микробиологии и иммунологии;
Александр Попов (1906) — изобретатель радио;
Дмитрий Менделеев (1907) — создатель периодической системы химических элементов (он увидел свою таблицу в виде спирали во сне после усердной молитвы);
Томас Эдисон (1931) — плодовитый изобретатель (свыше 1000 изобретений, в частности изобрел фонограф), построил первую электростанцию общественного пользования;
Иван Павлов (1936) — академик, отец физиологии;
Николай Вавилов (1943) — основоположник современного учения о биологических основах селекции и о центрах происхождения культурных растений;
Владимир Вернадский (1945) — основоположник геохимии, биогеохимии, радиологии и учения о биосфере;
Эрвин Шредингер (1955) — один из создателей квантовой механики;
Альберт Эйнштейн (1955) — физик-теоретик;
Борис Филатов (1956) — офтальмолог;
Нильс Бор (1962) — физик, создатель теории атома;
Сергей Королев (1966) — создатель космических спутников и кораблей, — он много жертвовал на монастырь;
Макс Борн (1970) — один из основателей квантовой механики;
Луи Бройль (1987) — один из создателей квантовой механики;
Чарлз Таунс (1988) — один из создателей квантовой электроники
и многие-многие другие.

Что говорят о вере сами ученые?

Вы согласитесь, что истинным является то, что не противоречит научным экспериментам и что оправдывается жизнью человека. Посмотрим на это внимательней. Как замечал в своей книге «Краткая история вечности» профессор астрономии, космологии и термодинамики Рой Пикок (он занял в конце XX века кафедру Пизанского университета в Италии, которую за 400 лет до этого занимал Галилей), «между Птоломеем и Эйнштейном существовала беспрерывная цепь ученых, которые, как к магниту, тянулись к Богу. На богатырских плечах Коперника, Кеплера, Галилея… Ньютон имел себе опору; все они были люди, верующие в Бога Творца и Промыслителя».

Эти ученые прекрасно понимали, что наука не может выдвигать утверждение, что Бога нет. «Многие ученые верят в Бога, — заявлял Макс Борн. — Те, кто говорит, что изучение наук делает человека атеистом, вероятно, какие-то смешные люди».

Наука, по самому своему назначению, ориентирована на изучение лишь этого материального мира. Область же религиозная, духовная — вне пределов научного исследования. «Как велик Бог, а наше знание ничтожно!» — восклицал Андре Ампер.

Бог — вне материи, Он неизмерим физическими параметрами. Поэтому наука, какими бы телескопами и микроскопами ни вооружилась, опровергать существование Бога неспособна. Ампер писал: «Берегись заниматься исключительно наукой… Одной рукой исследуй природу, а другою, как за одежду отца, держись за край Божией ризы».

Единственное, на что действительно способна наука, — это замечать и фиксировать, как удивительное устроение видимого мира свидетельствует о Творце.

Еще немного от ученых

Если вы не слишком утомились от чтения высказываний тех, чьи теоремы, правила и уравнения докучали вам на школьных уроках, то выслушайте еще немножко.

М.В. Ломоносов: «Природа есть в некотором смысле Евангелие, благовествующее громко творческую силу, премудрость и величие Бога. И не только небеса, но и недра земли проповедуют славу Божию».
Луи Пастер: «Еще настанет день, когда будут смеяться над глупостью современной нам материалистической философии. Чем больше я занимаюсь изучением природы, тем более останавливаюсь с благоговейным изумлением пред делами Творца. Я молюсь во время работ своих в лаборатории».
А. Беккерель, открывший радиоактивность солей урана, утверждал: «Именно мои работы привели меня к Богу, к вере».
А. Эйнштейн: «Чем больше наука делает открытий в физическом мире, тем более мы приходим к выводам, которые неуклонно направляют нас к вере».
Физик Д. Томсон: «Не бойтесь быть независимыми мыслителями! Если вы мыслите достаточно сильно, то вы неизбежно будете приведены наукой к вере в Бога, которая есть основание религии. Вы увидите, что наука не враг, а помощница религии».
Наконец, М. Планк, основатель квантовой теории: «Куда бы мы ни обращали наши взоры, каким бы ни был предмет нашего наблюдения, мы нигде не находим противоречия между наукой и религией; мы скорее констатируем их абсолютную гармонию в основных пунктах, особенно в области естествознания. Как религия, так и наука в конечном результате ищут истину и приходят к исповеданию Бога. Религия славит Бога в начале, наука — в конце всех мыслей. Первая представляет Его как основу, вторая — как конец всякого феноменального представления о мире».
Наверное, ученые знали, что говорили.
Как оцените их взгляды вы?

Мешает ли священный сан заниматься наукой?

Если бы наука противоречила вере, то ученые не становились бы священнослужителями. Но священнику Павлу Флоренскому (1882-1937) собственный сан не мешал заниматься философией, филологией, математикой, физикой, искусствоведением и работать сначала на московском заводе «Карболит», а затем в Главэлектро ВСНХ РСФСР. Он участвовал в VШ электротехническом съезде, издал книгу о диэлектриках, был соредактором «Технической энциклопедии» и занимался стандартизацией обозначений научно-технических терминов и символов в комиссии при Совете труда и обороны СССР. Кстати, отец Павел термин «культура» производил от слова «культ», то есть видел ее истоки в религиозном творчестве.

Священный сан принял еще один известный ученый — Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий (1877-1961). Он был знаменитым хирургом, написал «Очерки гнойной хирургии», за что в 1946 году получил Сталинскую премию первой степени. Он же написал и религиозное произведение «Дух, душа, тело», где есть такие слова: «Дух человеческий есть дыхание Духа Божиего, и уже поэтому он бессмертен».

Войно-Ясенецкий стал монахом с именем Лука, достиг сана архиепископа. За исповедание веры его несколько раз ссылали. Однажды в тюрьме, увидев замерзающего вора, он отдал ему свой полушубок. Это произвело большое впечатление на уголовников, они с глубоким почтением относились к владыке Луке. Везде он помогал людям и свой хирургический талант считал даром Божиим. Во время войны он многим спас жизнь и никогда не скрывал своей веры.

А как-то с ним произошел такой случай. В монашеском одеянии он гулял по садику, где играли дети. Священнослужителя увидел милиционер, который буквально набросился на него:

— Гражданин, почему вы тут гуляете в таком виде? Здесь же дети! Подумайте, какой вы пример подаете?

Владыка Лука ответил:

— А по-вашему так: если бы я нацепил кобуру с пистолетом, это было бы для них лучшим примером?

Перед операцией он всегда совершал молитву и на теле больного ставил йодом крест. Епископа-врача пытались несколько раз скомпрометировать, подсылали провокаторов, но оказалось, что он с пациентов никакой платы не берет. На благодарность пациентов святитель отвечал: «Это Бог вас исцелил моими руками. Молитесь Ему». Сохранились свидетельства исцелений, совершенных молитвой святителя.

Эти известные всему миру ученые не являются исключением. Итак, сам собой напрашивается вывод: вера не противоречит научному знанию.

Вера не противоречит знанию

Действительно, вера занимает в среде людей более высокое положение, чем некоторые об этом думают. Посмотрите, много ли знаний, которыми вы обладаете, составляют лично ваш опыт? Личный опыт — это то, что вы видели и ощутили сами. Но разве сами вы определили, что земля круглая, из каких слоев она состоит, что атмосфера включает в себя газы в известном процентном соотношении? Многие ли самостоятельно узнали меру атмосферного давления и определили силу притяжения земли? Сами ли мы подсчитали расстояние от Земли до Солнца и с какой скоростью наша планета вертится? Подобных вопросов может быть бесчисленное множество.

Значит, для всестороннего развития и полноценной жизни собственного опыта оказывается недостаточно. Чтобы ориентироваться в окружающем мире, необходимы опыт, знания и информация, предоставленные другими людьми. И вот здесь-то оказывается, что все это можно принять только на веру.

Например, на уроках физики вы узнаете от учителя о строении атома, свойствах элементарных частиц и т. д. Хорошо это выучив, вы получаете высокие оценки. Но самым интересным является то, что вы не можете проверить эти знания на собственном опыте. Вы можете только поверить учителю.

Спросите преподавателя физики, видел ли он сам элементарные частицы, о которых так много и подробно рассказывает? Но и он принял все это на веру, когда учился в институте. Преподаватели института поверили горстке ученых-исследователей, а те поверили данным своих экспериментов. Ведь никто самих элементарных частиц не видел. Фотопленка запечатлела только их следы, что было возможно в сложнейших искусственных условиях эксперимента. Где гарантия, что прибор адекватно отобразил микромир? Есть только вера.

Но вера заключает в себе великую силу. Человек, подверженный тяжелейшему недугу, верит, что Бог поможет ему — и выздоравливает. Жена с верой молится о возвращении мужа с фронта — и он чудом избегает смерти.

Святой Кирилл Иерусалимский (381) говорил: «Все то, что совершается в мире, даже людьми, чуждыми Церкви, совершается верою… На вере утверждается земледелие: ибо кто не верит тому, что соберет вырастающие плоды, тот не станет сносить трудов. Верою водятся мореплаватели, когда, вверив судьбу свою малому древу, непостоянное стремление волн предпочитают твердейшей стихии — земле; предают самих себя неизвестным надеждам и имеют при себе только веру, которая для них надежнее всякого якоря… Вера есть око, озаряющее всякую совесть; она сообщает человеку ведение».

А теперь зададимся таким вопросом: культурно ли быть неверующим?

Культурно ли быть неверующим?

Оказывается, многие представители культуры были людьми искренно верующими. 1ениальный Микеланджело Буонарроти (1475-1564), совмещавший в себе таланты скульптора, живописца, архитектора и поэта, посвящал свои произведения религиозным темам и открыто исповедовал веру в Бога.

А Леонардо да Винчи (1452-1519), величайший итальянский живописец, скульптор, архитектор и инженер, перед смертью говорил с сожалением: «Я оскорбил Бога и людей! Мои произведения не достигли той высоты, к которой я стремился».

Неподражаемый немецкий композитор и органист Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) писал музыку специально на священные темы. Этому же следовал английский композитор Георг Фридрих Гендель (1685-1759). Наши отечественные композиторы и музыканты, такие, как Римский-Корсаков, Балакирев, Рахманинов, Чайковский, Смоленский, Кастальский, Гречанинов, Бортнянский, посвящали свои дарования Православной Церкви, обогащая церковные службы своими произведениями, и часто свидетельствовали о своей вере.

Художники Виктор и Аполлинарий Васнецовы были детьми священника, а Виктор даже закончил Духовную семинарию, писал иконы и расписывал Владимирский собор в Киеве. Он говорил: «Я верю, что нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела — как украшение храма — это поистине дело народное и дело высочайшего искусства».

Верующими были М. Нестеров, В. Серов, А. Иванов и другие художники.

Именно вера помогла Василию Сурикову выдержать внутренний надлом в связи со смертью своей молодой супруги. Он написал картину «Исцеление слепорожденного» на евангельский сюжет. На картине изображено, как Христос открывает глаза слепому — самому Сурикову. И прозревший протягивает руки к свету, которого он до этого никогда не видел. За плечом Христа — исчезающая словно в тумане жена, — Спаситель забрал ее.

Общественный деятель М. М. Сперанский оставил после себя специальные богословские книги.

А знаменитый врач, биолог, хирург и педагог Н. И. Пирогов, имя которого носят многие медицинские учреждения, в своем дневнике часто свидетельствует о собственной вере. В его приемной всегда висела икона.

Всели знают, что В. И. Даль (1801-1872), писатель, ученый, лексикограф, доктор медицины и автор лучшего «Толкового словаря живого великорусского языка» был православным христианином, прекрасно знал Библию и религиозную литературу?

Академик И. П. Павлов, заставший советские годы, был из семьи священника. Даже в период жесточайших гонений на Церковь на дверях его лаборатории в пасхальные дни вывешивалась записка: «Закрыто по случаю праздника Святой Пасхи». Академик всегда возле храма крестился, так что однажды неверующий рабочий, заметив это, похлопал его по плечу и сказал: «Эх, темнота!». Кстати, церковь, которую посещал Павлов, власти только ради него не разрушали. Храм перестал существовать по смерти академика.

Какое изображение впервые передал по телевидению изобретатель Зворыкин? Православный крест. Потому что изобретатель был верующим, православным человеком.

Также другой наш соотечественник Игорь Иванович Сикорский, изобретатель вертолета, являлся церковным старостой и на свои средства построил храм. У Сикорского есть глубокие рассуждения о молитве «Отче наш». Он говорит, что собственных сил человечества недостаточно для борьбы со злом. Необходима помощь от Бога. А народы, уклонившиеся к безбожию, потерпели крах. В другой работе — «Невидимая встреча» — авиаконструктор делает вывод: мир, который полагается на материальное в ущерб духовному, не имеет будущего.

Певец Федор Шаляпин был искренно верующим человеком и часто посещал православный храм. А Иван Козловский перед каждым концертом осенял себя крестным знамением.

Никто из них не стыдился веры.

Кто помогал полководцам?

Многим ли известно, что полководец А. В. Суворов, не потерпевший ни одного поражения, отличался особенным благочестием. В родном селе он пономарил (прислуживал при богослужении) в храме. Его тетрадь «капральских бесед» начинается советом: «Молись Богу, от Него победа!» Часто он говорил: «Безверное войско учить — что перегорелое железо точить».

Полководец считал, что на войне победу одерживают не руки и ноги, а бессмертная душа, которая правит и руками, и ногами, и оружием. Поэтому перед взятием Измаильской крепости Суворов отдал приказ: «День молиться, день поститься, а на третий Измаил взять!..» И взяли, потому что укрепили свой дух.

Награды, присылаемые в войско, Суворов велел всегда окроплять святой водой. В конце жизни он подавал прошение государю об уходе в монастырь, а перед смертью написал покаянный канон (молитвословие, составленное по определенному порядку и правилу), в котором просил Христа дать ему место «хотя при крае Царствия Небесного». Последние слова Суворова были: «Долго гонялся я за славой — все мечта. Покой души — у престола Всевышнего». С молитвой к Богу обращались Ермолов, Кутузов, который дважды был смертельно ранен в висок, но чудом выжил; князь Потемкин, который также написал перед смертью канон Спасителю, где приносит раскаяние в своих грехах и возлагает надежду на Господа и Божию Матерь; Нахимов, Скобелев (также не знал ни одного поражения). Непобедимый адмирал Федор Ушаков (1745-1817.) недавно был прославлен в лике святых Русской Православной Церкви. Его родители с детства привили ему искреннее благочестие, которое сохранилось в нем на всю жизнь. Во время русско-турецкой войны 1787-1791 годов Ушаков совершал одну за другой победы, так что моряки точно знали: где Ушаков — там победа. Кстати, его корабль носил название «Рождество Христово». Его суда всегда сопровождали священники. После каждой победы он собирал моряков в храм для благодарственного молебна Богу.

Когда, с изменившейся политикой, Россия уже в союзе с Турцией в 1798 году выступила против Франции, Ушаков возглавил российскую и турецкую эскадры. На этом месте он показал красоту и величие православного русского духа. Так, однажды турецкий адмирал предложил коварно перебить ночью всех пленных, заранее пообещав им свободу. Ушаков не допустил совершиться этому. Он постоянно сдерживал чрезмерную жестокость своих военных союзников.

В составленном житии Феодора Ушакова приводятся такие подробности: «Турки, входившие в состав десанта, озлобленные упорным сопротивлением французов, принялись резать головы всем пленным, попавшимся в их руки. Происходили жестокие сцены, подобные следующей, описанной очевидцем: «Наши офицеры и матросы кинулись вслед за турками, и так как мусульманам за каждую голову выдавалось по червонцу, то наши, видя все свои убеждения недействительными, начали собственными деньгами выкупать пленных. Заметив, что несколько турок окружили молодого француза, один из наших офицеров поспешил к нему в то самое время, когда несчастный развязывал уже галстук, имея перед глазами открытый мешок с отрезанными головами соотечественников. Узнав, что за выкуп требовалось несколько червонцев, но не имея столько при себе, наш офицер отдает туркам свои часы — и голова француза осталась на плечах…» Увещания и угрозы не могли привести турок к послушанию; тогда командир русских десантников составил каре из людей своего отряда, чтобы в середине его укрывать пленных, и тем спасена была жизнь весьма многих. Впоследствии Егор Метакса (капитан-лейтенант, участвовавший в тех событиях) писал: «Русские и здесь доказали, что истинная храбрость сопряжена всегда с человеколюбием, что победа венчается великодушием, а не жестокостью и что звание воина и христианина должны быть неразлучны»».

Уйдя в отставку, адмирал поселился вблизи Санаксарского Рождество-Богородичного монастыря в Мордовии, где ранее жил его родной дядя — преподобный Феодор. Теперь адмирал особенно много молился, весь Великий пост проводил в монастыре. За день до своей кончины он исповедался и причастился Святых Тайн. Ныне у его святых мощей совершаются чудеса.

Маршал Василевский, сын протоиерея, в годы гонений тайно приезжал в Троице-Сергиеву Лавру и причащался Святых Христовых Тайн.

Уникальной личностью являлся и маршал Георгий Жуков. Это был человек удивительного мужества, так что еще в отрочестве, будучи тринадцати лет, он кинулся в пылающий дом, чтобы вытащить односельчан — больную старуху и детей. И с глубинным, внутренним мужеством в Жукове сочеталась… искренняя вера! В 20-х годах будущий маршал встречался с последним Оптинским старцем Нектарием («(«1928), с которым советовался и сам святой патриарх Тихон. Старец благословил Жукова, сказав, что ему везде будет сопутствовать победа. «Ты будешь сильным полководцем. Учись. Твоя учеба даром не пройдет». На войне один генерал-майор как-то спросил Жукова, верит ли он в Бога. Маршал ответил, что верит в Силу Всемогущественную, в Разум Премудрейший, сотворивший такую красоту и гармонию природы, и преклоняется перед Ним. Георгий Константинович возил по фронтам Казанскую икону Божией Матери, которая издревле помогала русским воинам. У фашистов он отбил чудотворную Гербовецкую икону Богородицы, она теперь находится в Киеве.

Он помогал монастырям, храмам. Так, священник из села Омелец Брестской области, поздравляя в письме Жукова с победой, пожаловался, что оккупанты увезли из его церкви все колокола. Вскоре он получил посылку весом в тонну — три колокола, которые и до сих пор украшают храм. На открытии восстановленного Жуковым храма в Лейпциге маршал сам возжег лампаду. А незадолго до смерти он сказал своей шестнадцатилетней дочке: «Я скоро умру, но с того света буду наблюдать за тобой и в трудную минуту приду».

Как поет один современный певец, «на войне не бывает атеистов». В боях, перед лицом смерти человек надеется только на Бога.

Что воспевали поэты?

Известный английский драматург и поэт Вильям Шекспир  (1564-1616)  был глубоко религиозным человеком. В то время когда многие выясняли отношения кинжалом или шпагой, Шекспир представлял из себя образец миролюбия. В его стихах и пьесах персонажи часто обращаются к Богу. Ни одного безбожника он не изобразил положительным героем.

М. В. Ломоносов (1711-1765), который, помимо науки, увлекался и поэзией, воспевал в своих произведениях Бога. В частности, ему принадлежат такие строки:

Творец! Покрытому мне тьмою
Простри премудрости лучи
И что угодно пред Тобою
Всегда творити научи
И, на Твою взирая тварь,
Хвалить Тебя, бессмертный Царь.

Верующими были В. А. Жуковский, Г. Р. Державин, П. А. Вяземский.

А духовный путь А. С. Пушкина не был ровным. В юности поэт увлекся атеизмом, от чего сам же душевно страдал. Позднее он обратился к духовным истокам, благоговел перед Священным Писанием и православной верой. Он посещал храмы (где слышал проповеди митрополита Филарета). Духовное возрождение поэта отражено в его стихотворении «Пророк»:

…И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею Моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

Все искания, колебания, падения Александра Сергеевича увенчались духовной победой. Господь не допустил ему умереть убийцей. На печально известной дуэли только чудо спасло Дантеса: Пушкин был отличный стрелок. И уже перед смертью поэт обращается к другу П. А. Вяземскому: «Требую, чтобы ты не мстил за мою смерть; прощаю ему и хочу умереть христианином». Он исповедуется в последние свои часы. Его исповедь была настолько искренней, что священник признался, что самому себе желал бы такого покаяния. Невероятные боли перед смертью поэт переносил с глубоким терпением и молитвой. Подавленной горем супруге он сказал: «Ну-ну ничего, слава Богу, все хорошо».

Умер Пушкин, осенив себя крестным знамением, произнеся имя Божие. Жуковский так описывает первые минуты после смерти гения: «Я сел перед ним и долго один смотрел ему в лицо. Никогда в его лице я не видел ничего подобного тому, что было в нем в эту первую минуту смерти. Голова его несколько наклонилась; руки, в которых было за несколько минут какое-то судорожное движение, были спокойно протянуты, как будто упавшие для отдыха после тяжкого труда. Но что выражалось на его лице, я сказать словами не умею. Оно было для меня так ново и в то же время так знакомо! Это был не сон и не покой! Это не было выражение ума, столь прежде свойственное этому лицу; это не было также и выражение поэтическое! нет! какая-то глубокая, удивительная мысль на нем развивалась, что-то похожее на видение, на какое-то полное, глубокое, удовольствованное знание… Никогда на лице его не видал я выражения такой глубокой, величественной, торжественной мысли. Она, конечно, проскальзывала в нем и прежде. Но в этой чистоте обнаружилась только тогда, когда все земное отделилось от него с прикосновением смерти. Таков был конец нашего Пушкина». Поэт обрел Бога на пороге вечности.

Верующим был Лермонтов, несмотря на всю противоречивость его души. Искренно верили Веневитинов, Тютчев, Никитин (умер с Евангелием в руках), Фет, Майков, Бунин, Языков…

Поэт и переводчик И. И. Козлов (1779-1840), автор песни «Вечерний звон» (перевод стихотворения Т. Мура), был лишен ног, а в 1821 году ослеп. В стихотворении «Молитва» он говорит:

Прости мне, Боже, прегрешенья
И дух мой томный обнови,
Дай мне терпеть мои мученья
В надежде, вере и любви.

Верующими были даже декабристы Рылеев (покаялся перед смертью), Кюхельбекер, Одоевский. Последнему принадлежат слова:

Я тихо пел пути живого Бога
И всей душой Его благодарил,
Как ни темна была моя дорога,
Как ни терял я свежесть юных сил…

Не были чужды веры и такие поэты, как Николай Гумилев, Максимилиан Волошин и другие. А Анна Ахматова не боялась в советское время говорить в стихах о посещении православных богослужений.

Они также не стыдились веры.

Пред чем благоговели писатели?

Вы ведь читали «Вечера на хуторе близ Диканьки»? А знаете ли, что Н. В. Гоголю (1809-1852) принадлежит много рассуждений на религиозные темы? Он написал объяснение Божественной Литургии (главного православного богослужения). Вопросам духовной жизни посвящены его «Избранные места из переписки с друзьями».

Собственные произведения «Ревизор» и «Мертвые души» Гоголь объяснял в духовном смысле. Конечно, эти произведения касаются обыденной жизни, в них умело высмеиваются корысть, тщеславие и прочие недостатки. Сам император Николай I во время представления «Ревизора» много смеялся и хлопал, а выходя из ложи, сказал: «Ну, пьеска! Всем досталось, а мне — более всех!» Однако Гоголь вкладывал в свои произведения более глубокий смысл. Он хотел показать, что истинный Ревизор — это Бог, Который видит все наши недостатки, и от Него нам не скрыться.

Все ли знают, что Ф. М. Достоевский (1821-1881), будучи зрелым человеком, сделал серьезный шаг от революционной деятельности к православной вере? Его роман «Братья Карамазовы» проникнут духовными истинами. Эта книга была последней, которую Л. Н. Толстой читал в своей жизни. Может быть, именно она послужила причиной того, что Толстой незадолго до смерти оставил свой дом и направился в Оптину пустынь.

Верующими были Аксаковы и даже публицист П. Чаадаев. А писатель К. Леонтьев окончил жизнь насельником в Оптиной пустыни. «Это наш», — говорил о нем знаменитый старец, преподобный Амвросий.

Глубоко верующим был И. С. Шмелев. Его книга, написанная в эмиграции, «Лето Господне» посвящена описанию дореволюционной православной России, где жили событиями церковного года.

А. И. Солженицын также утверждает, что истинное благополучие России возможно только при возвращении к родной нам вере.

Из зарубежных писателей давайте вспомним Чарлза Диккенса (1812-1870). Он ежедневно молился утром и вечером, специально просил у Бога помощи в написании своих произведений. Своих детей Диккенс с ранних лет воспитывал в вере. Сам он похоронен внутри церкви.

Генрих Гейне (1797-1856), немецкий писатель, долгое время глумившийся над святынями, под конец жизни раскаивается. В своем завещании он признается, что уже четыре года, как отбросил всякую философию и умирает с верой в Бога, прося у Него прощения за прежнее легкомыслие.

Вы все читали сказки «Алиса в стране чудес» и «В Зазеркалье». Но знаете ли о том, что их автор Льюис Кэролл (1832-1898) был англиканским священником, то есть человеком, посвятившим служению Богу всю свою жизнь? А еще он был математиком и логиком.

Наконец, у Андерсена (1805-1875) в сказках встречались такие христианские мотивы, что советская цензура то и дело вычеркивала их в изданиях для школьников. На могиле Андерсена в Копенгагене выбиты его же собственные слова: «Душа, которую Бог сотворил по Своему образу, бессмертна и не может погибнуть. Наша жизнь на земле есть семя вечности. Тело умрет, но душа умереть не может».

И они не стыдились веры.

Что открывали историки?

Профессор русской истории Московского университета М. П. Погодин во второй части своей книги «Простые речи о мудреных вещах» собрал много поразительных фактов о явлениях из потустороннего мира. В третьей части он опровергает теорию дарвинизма.

Верующими были историки Н. М. Карамзин, Н. И. Костомаров, Д. И. Иловайский.

А историк В. О. Ключевский, которого некоторые причисляли к атеистам, происходил из духовного сословия и писал в одном из писем: «Личность человека живет в непосредственном единении с личностью Бога. Это состояние выше физического. Религия есть… действительная жизнь человека, а не умственное, не мысленное только представление Бога: это самая жизнь человека. В религии человек ищет не понятия только о Боге, но Самого Бога, личное существо… Религия — не какое-нибудь понятие или умопредставление, а факт; она — не учение, а жизнь души, жизненное состояние человека…»

Итак, и они не стыдились веры.

Что видят космонавты?

Атеисты любят ссылаться на Юрия Гагарина, который, вернувшись из космоса, сообщил, что не видел там Бога. Правда, сам Гагарин не отказывался становиться крестным своих племянников, ради чего не раз участвовал в Таинстве Крещения. Все ли космонавты стоят на позициях атеизма?

Полковник ВВС США Дэвид Скотт, командир американского космического корабля, выходивший на поверхность Луны, оставил под пультом управления машины «Ровер-1» Библию — чтобы будущие посетители Луны могли читать ее.

Другой американский космонавт, побывавший на Луне, Джеймс Ирвин писал: «Пребывание на Луне заставило меня серьезнее оценить красоту Земли, этого Божия дара, дающего возможность поддерживать жизнь».

Известная летчик-испытатель Марина Попович, жена космонавта, установившая 101 мировой рекорд и свыше 200 всесоюзных рекордов на военных и гражданских самолетах, признавалась: «Есть, конечно, Высший Разум… Бог — это мыслящая субстанция… Да, я верю в существование иного мира, который правит нами».

А министр авиации США Гарольд Галборт сказал: «Бог один может помочь нам сохранить мир. Только с Его помощью мы сможем сохранить терпение, мужество и решительность, которые нам необходимы, чтобы избежать конфликта, который может всех нас уничтожить».

Что чувствуют психологи?

Классик психиатрии С. С. Корсаков в 1901 году писал, что религиозное чувство присуще каждому психически здоровому человеку. Даровитый немецкий психиатр Э. Кречмер, придя к Православию, объяснил свое обращение тем, что именно православное учение наиболее полно и глубоко выражает происходящее в человеческой душе.

А известный швейцарский психолог Карл Юнг (1875-1961) делился собственным опытом: «За последние 30 лет из всех цивилизованных стран мира приходили ко мне для консультации. Среди моих пациентов зрелого возраста не было ни одного, чьи проблемы не происходили бы из-за отсутствия религиозного мировоззрения.

Можно определенно сказать, что все они чувствуют себя больными, потому что потеряли вечные ценности — то, что может дать живая религия своим последователям. Ни один из этих пациентов не может быть полностью исцелен, если не возвратится к религиозным воззрениям».

Небольшой вывод

Итак, теперь только совсем неразумный или очень упрямый, подобный животному из басни Крылова, человек не согласится, что религия — это самая главная пища для души человеческой и что общение с Богом не просто целительно, а жизненно важно для нас.

Оказывается, быть неверующим — и некультурно, и ненаучно, и неполезно для здоровья.

Отвергающий бытие Бога подобен человеку, который стоит напротив солнца, зажмурил глаза, закрыл их руками и говорит: «Солнца нет!»

А все, кто желал не просто убедиться, что Бог есть, но и более глубоко познать Его, шли путем религиозным.

А кто не идет этим путем…

А кто не идет этим путем — старается указать на примеры неверующих людей. Причины неверия указываются самые разные, а иногда и совсем не указываются. Сами неверующие говорят примерно следующее: «Мы привыкли так жить, и наш повседневный быт не открывает нам Бога».

Что думаете вы по этому поводу? Неужели в нашей жизни не бывает ничего необычного? Неужели наш быт исчерпывает все тайны Вселенной?

В 1790 году около французского города Жюллек упал метеорит. Мэр составил протокол, который подписали 300 очевидцев. Документ послали в Парижскую академию, где, на несчастье той эпохе, присутствовали атеисты. В народе существовало поверье, что камни с неба в буквальном смысле посылает Бог. А «раз Бога нет — значит, не может быть и камней с неба», — постановили академики. «Ученые» составили объемный трактат «Об абсурдности падения камней с неба» и даже приняли особое постановление по этому поводу. Тогда многие музеи выбросили метеориты из коллекций, боясь превратиться в посмешище. Один из академиков, Делюк, заявил: «Если даже такой камень упадет у меня перед ногами, и я вынужден буду признать, что я его видел, я добавлю, что поверить в это я не могу». А другой академик — Годен — добавил, что «подобные факты лучше отрицать, чем опускаться до попыток объяснить их».

Так нелегко поверить в то, что не укладывается в привычную систему убеждений. Легче сразу отвергнуть существование Бога, нежели серьезно задуматься: а в каком отношении к Нему находимся мы?

И все-таки в каждом человеке есть нечто, свидетельствующее об иной, высшей реальности — внутренний голос. И если повседневный быт не всегда открывает нам Бога, то внутренний голос говорит о том, что Бога необходимо искать. Душа каждого, иногда подсознательно, ощущает удивительную истину, которую выразил религиозный мыслитель, князь Е. Н. Трубецкой: «Либо есть Бог, а в Нем полнота жизни, либо жизнь не имеет смысла».

У Пушкина есть замечательное стихотворение — «Безверие». В нем отражены все терзания души без Бога:

Кто в мире усладит души его мученья?
Увы! он первого лишился утешенья!..
Взгляните — бродит он с увядшею душой,
Своей ужасною томимый пустотой,
То грусти слезы льет, то слезы сожаленья.
Напрасно ищет он унынью развлеченья;
Напрасно в пышности свободной простоты
Природы перед ним открыты красоты;
Напрасно вкруг себя печальный взор он водит:
Ум ищет Божества, а сердце не находит…
Во храм ли Вышнего с толпой он молча входит,
Там умножает лишь тоску души своей.
При пышном торжестве старинных алтарей,
При гласе пастыря, при сладком хоров пенье,
Тревожится его безверия мученье;
Он Бога тайного нигде, нигде не зрит,
С померкшею душой святыне предстоит,
Холодный ко всему и чуждый к умиленью,
С досадой тихому внимает он моленью.
«Счастливцы! — мыслит он, —
почто не можно мне
Страстей бунтующих в смиренной тишине,
Забыв о разуме и немощном и строгом,
С одной лишь верою повергнуться
пред Богом!»
Напрасный сердца крик! нет, нет! не суждено
Ему блаженство знать! безверие одно,
По жизненной стезе во мраке вождь унылый,
Влечет несчастного до хладных врат могилы.
И что зовет его в пустыне гробовой —
Кто ведает? но там лишь видит он покой.

Жизнь без веры есть переживание глубокой внутренней пустоты. Душа чувствует постоянную неудовлетворенность, раздражается по самому малому поводу — она тоскует по высшему, вечному. Потеря веры подобна утрате чего-то самого дорогого, словно из сердца вынут главный стержень жизни. Как утрата искренней, чистой любви к другому, так и утрата Бога — это охлаждение, очерствение, окаменение собственной души.

Паскаль говорил: «Есть три разряда людей: одни обрели Бога и служат Ему — люди эти разумны и счастливы. Другие не нашли и не ищут Его; эти безумны и несчастны. Третьи не обрели, но ищут Его — это люди разумные, но еще несчастны». Наверно, к какому-то из этих разрядов принадлежит и каждый из нас. А что об этом скажете вы?

Кто хочет, чтобы Бога не было

Если вы будете беседовать с другими людьми о вере, то заметите, что некоторые словно специально хотят, чтобы Бога не было. Они заранее не расположены ни к каким аргументам. Как будто в их душах навечно воздвигнут бетонный барьер.

Отрицание Бога чаще не основывается на доводах разума, а исходит из сердца, далекого от Бога и враждебного Ему. В этом отношении Библия мудро замечает: «Сказал безумец в сердце своем: нет Бога» (Псал. 13: 1).

Наверное, первое, что препятствует человеку признать существование Бога, — это гордость. Ведь если есть Бог, то Он — над нами, и, значит, я должен слушаться Его. Но зачем мне кого-то слушаться?

Гордый во всем надеется на самого себя, на свои внутренние силы, ему не нужна помощь Божия. Гордый видит одного себя в центре всего бытия. Зачем ему Бог, когда он самого себя считает источником всех своих сил, собственное «я» признает за бога?

Я — бог таинственного мира,
Весь мир в одних моих мечтах.
Не сотворю себе кумира
Ни на земле, ни в небесах…
Ф. Сологуб

Вторая причина, по которой люди отвергают веру в Бога, — это полное погружение в суету земной жизни, в обыденность. Человек занят только материальным: добычей пищи, заработком денег, развлечениями — ему некогда обратить взор к Небу.

Как землю нам больше небес не любить?
Нам небесное счастье темно;
Хоть счастье земное и меньше в сто раз,
Но мы знаем, какое оно.

— писал Лермонтов в стихотворении «Земля и небо».

Кто долго находится в замкнутом, сумрачном помещении, тот отвыкает от света, его зрение притупляется, становится неспособным смотреть вдаль. Так и замкнутость на одних земных интересах убивает в душе стремление к Богу, вера для такого бывает чем-то чрезмерно далеким.

И, наконец, третье, самое распространенное, что препятствует обращению к Богу, это постоянные грехи и пороки. Человек, погруженный в греховные страсти, непрестанно убеждает себя, что вечности не существует. И даже при обличениях совести порочному выгоднее думать, что Бога нет. Такое мнение вполне удовлетворяет его состоянию. «Будем есть и пить, ибо завтра умрем», — девиз всех преданных грехам и порокам. Зачем им Бог, если вся их жизнь идет вразрез с Его существованием.

Людям, преданным порочным страстям, хочется, чтобы Бога не было, и они внушают это другим. Но от такого внушения Сам Бог не перестает существовать.

Архиепископ Иоанн (Шаховской) писал: «Всякий человек стоит пред Богом всю свою жизнь, хочет он этого или не хочет. Солнце не спрашивает об отношении к нему. Оно озаряет и согревает мир. Но сады, не напоенные водою, сожигаются солнцем, и спрятавшиеся в темный подвал своего неверия люди остаются во тьме».

Есть еще один очень важный момент, который необходимо учесть. Знаменитый энциклопедист и атеист XVIII века Дидро в письме к Вольтеру признавался: «Туман, который помрачает во мне сознание бытия Божия, возникает обыкновенно в ночное время, а восход солнца всегда разгоняет его».

Итак, существует некая темная, невидимая сила, которая не желает, чтобы человек общался с Богом. Эта сила вполне реальная. Она тоже хочет, чтобы Бога не было. И если человек отказывается от близости к своему Создателю, — есть реальная опасность, что он попадет под власть этой тьмы.

Открыть себя свету Создателя

«О, Неведомое, Таинственное Существо! О, Великое и Непостижимое! Верховный Виновник всей стройности и красоты. Кто же и что же такое Ты, если дела Твои столь велики? Жалки человеческие существа, эти ничтожные муравьи, копошащиеся на поверхности их ничтожной планеты и уверенные, что знают Тебя, о, Всевышний! И какое имя дать тем, кто отрицает Тебя, кто не живет мыслью о Тебе, кто никогда не чувствовал Твоего присутствия, Отец всей природы! Я с любовью преклоняюсь пред Тобой, о Божественное Начало; но я так ничтожен, что не смею думать, чтобы я мог быть услышан Тобою. Но Ты слышишь меня, Создатель, Ты, дающий красоту и благоухание полевому цветочку, внимаешь и мне. Голос океана не может заглушить для Тебя моего лепета, и.моя мысль доходит до Тебя в этой общей молитве» — так восклицал знаменитый французский астроном Камиль Фламмарион (1842-1925).

Можно ли логически объяснить любовь к другому человеку и веру в него?

Так и веру в Бога невозможно объяснить логически. Творца не познать одним холодным рассудком. Он Сам открывается сердцу, — но только живому, чистому.

Сколько людей, столько бывает и путей к Богу. Кто-то обращается к вере посредством изучения природы. Кого-то зажигает пример искренно верующего человека или его так с детства воспитывали родители. Некоторых Создатель привлекает к Себе посредством явных чудес: человеку грозила смерть, неминуемая беда, неизлечимая болезнь, и вдруг, после обращения к Богу, все благополучно разрешилось. В этом случае точно дается знать, что помощь принес именно Всевышний.

Владимир Губанов, автор-составитель нескольких книг, приводит в одной из них следующий реальный, но необыкновенный случай:

«»Бог все-таки есть», — часто говорил вслух седоватый старик, высокорослый, согбенный, с выразительными чертами лица. Его звали Феодор Михайлович Махов. В то время во всех школах и институтах учили, что Бога нет, а верующих считали отсталыми или сумасшедшими. Уверился же Феодор Махов в существовании Бога после того, как был спасен из воды.

Однажды он шел домой по льду по речке Пехорке в Подмосковье. Был поздний вечер, темно, дороги не видно. Где-то на середине реки он попал в прорубь. Река в этом месте была глубока, так что летом не каждый ныряльщик до дна достанет. Очутившись под водой, в одежде, он стал тонуть. Подо льдом полный мрак, Феодор стал, как мог, барахтаться. Через несколько секунд он всплыл, но не попал головой в прорубь, а ударился голым теменем об лед. И вот тут он стал действительно тонуть, потому что не знал, куда всплывать, и был в ужасе.

Опускаясь на дно, Феодор изо всей мочи воззвал:

— Боже, если Ты есть, спаси меня, помоги!

Он молился не словами, так как воздуха не было, а умом, — всем своим нутром кричал вверх. В тот же миг вода подо льдом осветилась. «Я не видел никого, только свет был, как утром, — объяснял он потом. — Свет приблизился ко мне. И какая-то сила взяла меня как бы за волосы и потащила вверх. Не знаю как, но меня вытолкнуло на край льда. Кто-то помог мне выбраться. Наверно, Бог или ангел достал меня из-подо льда… Я сначала пополз едва, потом поднялся на ноги и пошел. Пальто от воды тяжелое, ледяное. Не успел замерзнуть, как дошел домой… Да, кто что ни говори, а Бог все-таки есть. А иначе б не было меня»».

Бывает же, без видимых чудес, в глубоких страданиях, душа вдруг ощущает близость Бога, чувствует в Нем все свое спасение. Именно в страданиях люди чаще всего приходят к Богу. Об этом прекрасно сказал поэт Аполлон Майков:

Не говори, что нет спасенья,
Что ты в печалях изнемог:
Чем ночь темней, тем ярче звезды,
Чем глубже скорбь, тем ближе Бог…

Но какими бы судьбами человек ни обращался к Богу, всегда его вера — это не просто признание Бога умом, но стремление к Нему самым сердцем. «Как глаза видят предметы чувственные, так вера духовными очами взирает на сокровенное», — говорил святой монах-подвижник Исаак Сирин (VII век по Р. X.).

Вера есть путь, по которому Бог и человек идут навстречу друг другу. Создатель призывает человека к Себе, дает ему неизъяснимое предощущение Своего присутствия. Бывает, человек ощущает какой-то внутренний зов, необходимость поиска, неудовлетворенность обыденной жизнью. И явление веры в душе есть ответ на зов Божий. Вера подобна нити Ариадны, которая выведет из любого лабиринта проблем.

О, вера чудная святая,
Ты чудоточная струя,
Ты дверь души в обитель рая,
Ты жизни будущей заря!
Гори во мне, светильник веры,
Гори ясней, не угасай,
Будь мне повсюду спутник верный
И жизни путь мне просвещай!
К. Р. (великий князь Константин Романов (1852-1915)

Сердце ощущает, что в Боге для него есть что-то близкое, доброе, родное. «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» (Псал. 41: 2), — восклицал царь Давид. При одной лишь мысли о Всевышнем душа испытывает особое состояние благоговения, она чувствует нечто священное, теплое, светлое. Как при воспоминании светлых, беззаботных дней детства, душа словно просыпается, в ней рождается желание вернуть утерянную с годами радость жизни, так при вере в Бога человек вновь находит ее.

Верующий ощущает точно, что Всевышний видит глубины наших мыслей, Он рядом с каждым из нас, от Него ничего не скроешь. И в то же время Сам Бог невыразим никаким человеческим словом, Его невозможно представить в каком-либо виде и образе. Бог есть Личность, Творец вселенной, ее Жизнь и Свет, Он — сама Любовь ко всему существующему.

Творец не смешивается с природой — и вместе безграничен, потому что нематериален. Бог вечен и бессмертен. Еще не было человека, земли, всего мира и самого времени, а Творец был всегда. Для Него нет ни прошедшего, ни будущего. Для Бога — всегда настоящее, пред Ним вся человеческая история как на ладони.

Та гармония, красота, добро, истина, которые воспевают поэты, певцы и композиторы, изображают художники и писатели, есть лишь слабое ощущение высшей гармонии, красоты, добра, истины, обретаемых в Боге.

Один из ученых древности заметил: «Бог есть высшее Начало и Благость. Он превыше всякой природы. К Нему все стремится так естественно, как растение поворачивается к солнцу, чтобы жить». Что воздух значит для легких, то и Господь для души, для всей человеческой жизни.

Нужно ли объяснять, почему ребенок тянется к своей матери? Это понятно само собой, по самой природе вещей: жизнь ребенка, пусть он еще не понимает этого, наитеснейшим образом связана с заботой о нем его матери. Так и Создатель невидимо, а иногда и явно, заботится о нас, даже если мы этого не понимаем, не видим или не хотим признать.

В летнее раннее и ясное утро на лугу вы увидите много росинок, а в каждой росинке будет видно отраженное солнце. Как бы ни была росинка мала и незначительна, она вмещает в себя отблеск целого солнца. Так весь мир и каждый человек в отдельности содержат в себе отблески заботы Божией о нас. Душа чувствует: есть Господь Бог, Который дал мне жизнь, дал для счастья и вечности. И если я делаю зло, то это мучает мою душу, которой по самой природе более приятно тянуться к Богу. Ведь от Бога — всякое добро.

«Всякий человек, кто бы он ни был, желает и ищет себе благополучия и счастья. Желать себе добра и искать благополучия или блаженства есть врожденное чувство человека, и потому это не есть грех или порок. Но надобно знать, что здесь, собственно, на земле, не находилось, не находится и никогда не найдется истинного и совершенного счастья и благополучия, ибо все наше благополучие и блаженство находится только в Боге: никто и никогда без Бога или вне Бога не найдет истинного счастья и совершенного благополучия» (святитель Иннокентий Московский).

РАСКАЯНИЕ КОМСОМОЛЬЦА-БЕЗБОЖНИКА

Из воспоминаний княгини Н. В. Урусовой

С детства у меня была близкая подруга Н. Б. Она была немного старше меня и вышла замуж на два года раньше. В первый же год у нее родился сын Владимир. С самого рождения мальчик удивлял своими большими, черными, как бы грустными глазами и необыкновенно смирным характером.

На второй год родился у нее сын Борис, тоже удивлявший всех с первого дня появления на свет, но, наоборот, чрезвычайно беспокойным характером и живостью.

Владимир все классы прошел первым учеником. По окончании Московского университета он поступил в Духовную академию и был посвящен во диакона, а затем во священника в 1917 году. Владимир вступил на путь, к которому стремился и был избран Богом с рождения. С самого начала стал пользоваться уважением и любовью прихода. В 1924 году он и его родители были высланы в Тверь без права покидать город. Они должны были постоянно находиться под надзором ГПУ (Главного политического управления). В 1930 году Владимир был арестован и расстрелян в Москве.

Другой брат — Борис, когда началось брожение революции, поддался пропаганде, вступил в комсомол, а затем, к великому горю родителей, стал членом Союза безбожников. Отец Владимир при жизни старался вернуть его к Богу. Умолял одуматься и, вероятно, много молился о душе брата, но не обратил его. В 1928 году Борис стал председателем Союза безбожников в городе Петропавловске в Казахстане, куда уехал, женившись на девушке-комсомолке, тоже безбожнице.

В 1935 году я приезжала на несколько дней в Москву, где случайно встретила Бориса. Он радостно бросился ко мне со словами: «Господь по молитвам брата отца Владимира на небесах вернул меня к Себе». Вот что он мне рассказал:

— Когда мы венчались (что было сделано по настоянию родителей), то мать моей невесты благословила ее образом «Нерукотворного Спаса» и сказала: «Только дай мне слово, что вы его не бросите; пусть он сейчас не нужен вам, только не бросайте». Он действительно не был нам нужен и лежал в сарае, в сундуке с ненужным хламом.

Через год у нас родился мальчик. Мы оба очень хотели иметь ребенка и были очень счастливы, но ребенок родился больной и слабенький, с туберкулезом позвоночника. Средства мы сумели сохранить кое-какие и не жалели денег на врачей. Все они говорили, что в лучшем случае, при хорошем уходе и лежа всегда в гипсовом корсете, мальчик может дожить до шестилетнего возраста. Тут мы уехали в Казахстан, надеясь на лучший климат. И там я был председателем Союза безбожников и гнал Церковь.

Ребенку уже пять лет. Здоровье все хуже и хуже. До нас дошел слух, что в Петропавловске находится в ссылке знаменитый профессор по детским болезням. От нашего селения нужно было ехать 25 верст на лошадях до ближайшей станции. На Петропавловск всего один поезд в сутки. Ребенку совсем плохо, и я решил поехать и пригласить профессора к нам. Когда я подбежал к станции, то поезд на моих глазах ушел. Я опоздал на несколько минут. Что было делать? Оставаться на сутки и ждать, а там жена одна, и вдруг ребенок умрет без меня? Подумал и повернул обратно. Приезжаю и застаю следующее: мать, рыдая, стоит на коленях у кроватки, обняв уже холодеющие ножки мальчика…

Местный фельдшер только что ушел, сказав, что это последние минуты. Я сел за стол против окна, обхватил голову руками и предался отчаянию. И вдруг вижу, как наяву, что отворяются двери сарая и из них выходит покойный брат — отец Владимир. Он держит в руках лицом от себя наш образ Спасителя. Я обомлел: вижу, как он идет, как на ветру развеваются его длинные русые волосы, слышу, как он открывает входную дверь, шаги его слышу. Я весь остолбенел и похолодел, как мрамор. Он входит в комнату, приближается ко мне, молча передает мне образ в руки и исчезает.

Я не могу передать словами, что испытал, но я бросился в сарай, отыскал в сундуке образ и положил его на ребенка. Утром он был совершенно здоров. Приглашенные лечившие его врачи только руками разводили. Сняли гипс. Следов туберкулеза нет. Тут я все понял. Я понял, что есть Бог, понял молитвы брата!

Я немедленно заявил о своем выходе из Союза безбожников и не скрывал происшедшего со мной чуда. Везде и всюду я возвещаю о случившемся со мной и призываю к вере в Бога. Не откладывая, мы уехали под Москву к моим родителям, где они поселились после окончания срока ссылки. Окрестили сына, дав ему имя Георгий.

Я простилась с Борисом и больше его не видела. Когда вновь приехала в Москву в 1937 году, то узнала, что после крещения сына он с женой и ребенком уехал в Кисловодск на Кавказ. Борис везде открыто говорил о своем заблуждении и спасении. Через год он, будучи совсем здоровым, неожиданно скончался и врачи не определили причины. Его убрали большевики…

Вопросы:

  • Какие знаменитые личности, верующие в Бога, вам особенно запомнились?
  • Можете ли вы объяснить, почему вера в Бога преображает душу человеческую?
  • Почему вера и научное знание совместимы?
  • Достаточно ли заниматься одной наукой, чтобы прийти к вере?
  • Почему люди культуры бывают особенно чутки к духовным вопросам?
  • А что, на ваш взгляд, некоторым людям препятствует прийти к Богу?
  • Как бы, вы, помогли человеку, который понял ложность атеизма, но и к Богу еще не обратился?
  • Смогли бы, вы, объяснить, что же такое вера в Бога?

Валерий Духанин

Просмотров (245)

Перейти к верхней панели