9. КТО ВЕНЕЦ ТВОРЕНИЯ?

(Валерий Духанин, кандидат богословия, преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии)

Какое самое удивительное явление в этом мире вы встречали? Не стоит особенно углубляться в размышления:  это удивительное явление — вы сами! Познание самого себя и других окружающих нас людей (и даже живших в далекой древности) привлекает каждого, наверное, больше, чем познание чего-либо другого во всей Вселенной. Что есть человек? Что есть мое «я»?

Все мы — величайшая тайна мироздания. Божественное Откровение приоткрывает для нас завесу этой тайны и свидетельствует, что человек — особое творение Господа. Он — самое совершенное из всех существ, обитающих на земле, завершение и венец творения.

Бог сотворил человека

Об этом космическом событии просто и ясно повествуется в 1-й и 2-й главах книги Бытия (первой книге Ветхого Завета). В первой главе вы прочтете:

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всею землею, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; вам сие будет в пишу. А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому гаду, пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так (Быт. 1: 26-30).

Во второй главе вы встретите некоторые добавления:

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке; и поместил там человека, которого создал… И взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа своего. Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились (Быт. 2: 7-25).

В чем же особенность творения человека?

Давайте обратим внимание на то, каким образом Творец действовал при создании мира ангельского, мира вещественного и человека. Конечно, в данных описаниях много символов, в них — духовный смысл, который требует толкования. Но все-таки. Ангельский мир Бог сотворил в молчании.

Мир вещественный создается творческим повелением «да будет». А перед творением человека, согласно Божественному Откровению, происходит некий совет в Самом Триипостасном Боге. Три Лица Святой Троицы имели предвечный совет о создании человека: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1: 26). Этим указывается на особенное назначение и высочайшее достоинство человека. Именно к нему обращено особое внимание Творца.

Таким образом, человек создан не просто как составная часть видимого мира. Он — живая личность и создан по образу Божию. Значит, он имеет ближайшее отношение к высшей, Божественной жизни, несет в себе отражение свойств Самого Бога.

Знаете ли вы?

Знаете ли вы, что имя первого человека Адам значит «взятый из земли»? Потому что тело человека создано из праха земного. Но что же здесь особенного? А то, что если при создании других живых существ Господь повелел земле производить их, сообщил ей для этого силу, то при творении человека Бог действует Сам лично и непосредственно. Тело человеческое Творец созидает из земли словно Собственными руками. А душа призвана к жизни Божественным дуновением.

Таким образом, человек по своему естеству принадлежит одновременно двум мирам: телом — миру видимому, вещественному, земному, а душой — миру невидимому, духовному, небесному.

Божественное дуновение означает еще и то, что Господь при творении человека сообщил ему благодать Святого Духа. В этом — исключительность и уникальность человека. И если жизнь нашего тела зависит от присутствия в нем души, то жизнь души напрямую связана с приобщенностью к Духу Божию.

Для первого человека Господь специально творит «помощника, соответственного ему» — жену (Быт. 2: 18). Имя первой женщины Ева означает «жизнь».

Но почему Бог извел жену из ребра Адама? Потому что ребро — часть тела, ближайшая к сердцу. Этим указывается на теснейшее единство, взаимную близость первой супружеской четы, а также всех последующих супружеских пар. Поэтому когда вы станете жениться или выходить замуж, то в семье вы будете взаимодополнять друг друга. Такое единство изначально благословлено Богом, муж и жена получили заповедь деторождения.

Душа и тело

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2: 7).

Частица целой я вселенной,
Поставлен, мнится мне, в почтенной
Средине естества я той,
Где кончил тварей Ты телесных,
Где начал Ты духов небесных
И цепь существ связал всех мной.
 
Я связь миров, повсюду сущих,
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна Божества…

Так писал о сотворенном человеке Гавриил Романович Державин.

Созданный Богом человек — это гармоничное единство души и тела. Природа человека двуедина. Тело составлено из земли, а душа принадлежит иному миру — духовному. В человеке соединены миры небесный и земной. Человек увенчивает собой все мироздание.

Но сначала давайте обратим внимание на то, что сразу бросается в глаза, — на телесное естество.

Телесное естество

Из уроков биологии и анатомии вы знаете, что по телу человек есть один из организмов, живущих на земле. В теле имеется все, что существует в природе. Неживая и одушевленная материя, элементарные частицы и нервная система — все совмещено в человеке.

В наше телесное естество так же, как и во все живое, вложена потребность самосохранения и продолжения рода. Для общения с внешним миром тело наделено пятью чувствами: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием.

Весь аппарат человеческого тела устроен сложно и премудро. Какой же закон лежит в основе устроения тела? Это закон красоты и соразмерности. И этот закон вы наблюдаете всякий раз, когда засматриваетесь друг на друга. Уж, наверное, вы согласитесь, что тело человека совершеннее тел всех остальных земных существ.

Даже своим, видом оно указывает на возвышенное предназначение человека. Как именно? Так, что вертикальность положения тела показывает, что нам должно устремлять духовный взор к Небу, избегая приземленности мыслей и дел. Помните перевод самого слова «человек»?.. Кстати, а знаете ли вы, какое животное не может смотреть вверх? Да, да — это свинья! Ее голова всегда устремлена к земле — там все ее ценности. Кому же уподобляется человек, когда забывает о Небе?

По замечанию «отца Церкви» святителя Иоанна Златоуста, тело человека есть «сокращенный и малый мир».

Некий ученый подсчитал, что если разложить тело человека на отдельные химические элементы, то стоимость их окажется равной шести миллионам долларов. Но не спешите радоваться. Чтобы собрать из этих элементов тело и вернуть к жизни — не хватит всех драгоценностей мира. Само по себе тело было бы совершенно бездвижно, если бы его не оживотворяла душа. Итак, душа — бесценна! А назначение  тела — быть достойным орудием и храмом души.

И — внимание! — по своей душе каждый из нас изначально был подобен ангелу. Естество души невидимо для телесных глаз, но именно она приводит все тело, мысли и чувства в движение.

Так неужели душа существует?

Вы знаете, что существование души иногда подвергается критике. В этом отношении будет интересен пример из жизни. Как-то один хирург сказал другому: «Я сколько ни вскрывал человека, но души не видел, и пришел к выводу, что ее в человеке нет». А другой возразил: «Сколько раз я вскрывал черепную коробку, прикасался к мозгу, а ума так и не обнаружил. Не значит же это, что его нет!»

Действительно, незримость души не означает ее отсутствие. Все вы, например, видите, как на землю падают дождь, град, снег. Вы поникаете, что причина падения — притяжение земли, однако саму силу притяжения никто никогда не видел. Так и в отношении души — она содержит собой все тело и управляет им, хотя сама при этом невидима.

В мире бездушной материи все подчинено закону строгой причинности. Там нет возможности выбора, каких-либо свободных, произвольных действий. Например, мяч покатится только тогда, когда вы его пнете или толкнете. Он неспособен размышлять или выбирать, куда и как ему катиться, — все зависит от вашего на него воздействия. Конечно, кому-то хотелось бы, чтобы мячи сами собой забивались в ворота — но не бывает так в материальном мире.

А вот человек поступает совершенно иначе. Даже ребенок, младенец может не подчиниться чьему-то приказу. В этом отношении есть мудрые рассуждения у Андерсена в его сказке «Соловей»: «Капельмейстер расхваливал искусственную птицу ^ и уверял, что она превосходит настоящую не только опереньем и бриллиантами, но и внутренними своими достоинствами.

— Что касается живого соловья… то никогда ведь нельзя знать заранее, что именно он вздумает петь, у искусственного же все известно наперед! Можно даже отдать себе полный отчет в его искусстве, можно разобрать его и показать его внутреннее устройство — все это плод человеческого ума, расположение и действие валиков и только!»

Самого себя каждый человек ощущает вовсе не как бездушный сгусток материи. В человеке есть духовная сила, способная властвовать над физическими потребностями: например, можно долгое время не вкушать пищи, хотя весь организм просит этого. Дух способен преодолевать ощущения физической боли и даже, ради высшей идеи, идти на телесную смерть вопреки всем желаниям плоти.

Благодаря именно душе человек обладает волей и возможностью выбора. Душе принадлежат способности умственной деятельности, памяти и воображения. Именно душа переживает радость или горе, испытывает чувства любви или ненависти. В душе живет совесть, постоянно свидетельствующая, прав человек или заблуждается. Мы способны стыдиться некоторых своих поступков. Каждый из нас осознает самого себя как живую личность. Все это не объяснить одними химическими процессами мозга и нервной системы.

Но если душа человека обладает свободной волей, если она способна выбирать, значит, она может склониться как к добру, так и ко злу. Значит, от решений человека во многом зависит его жизненный путь. А в таком случае возникает вопрос: разве не права астрология?

Разве не права астрология?

Неужели эти бездушные, раскаленные глыбы космических тел, удаленные от нас на миллиарды миллиардов километров, не имеют над нами никакой власти?

Тогда почему возникла астрология? А потому, что раньше на звезды и созвездия смотрели как на богов — живых, разумных, почти всесильных существ, которые правят миром. Эта вера возникла в Древнем Вавилоне, задолго до создания телескопов. Там считалось: в небесное правление какого бога родился ты, тот и покровительствует тебе, и сообщает черты своего характера. Причем это правление, а равно сами боги, тем более человек, подчинены судьбе (року, фатуму, карме).

Но если все зависит от звезд, тогда «и разум будет нам не нужен, ибо, раз мы не властны ни в одном действии, то нам нет нужды что-либо обдумывать. Между тем разум нам несомненно дан для обдумывания наших действий, почему всякое разумное существо в то же время есть существо свободное» (преподобный Иоанн Дамаскин).

Быть человеком — это действительно великая ответственность.

Астрология же предлагает свою альтернативу. Какую?

А вам не приходилось слышать подобного диалога (его записал, услышав случайно в электричке, современный православный исследователь сект Александр Дворкин):

Скажите, а вы не скорпион?
— Нет, я рак. А вы, наверное, козерог?
— Что вы, я овен.
— А по восточному гороскопу?
— По восточному я — розовая крыса.
— А я — голубая свинья.
— Как замечательно, я так люблю свинок.

На что же меняет человек достоинство и ценность своей души?

Впрочем, возникает встречный вопрос: почему некоторые люди видят в гороскопе соответствие своему характеру, а астрологические предсказания порой сбываются?

В одной европейской стране провели такой эксперимент. Составили астрологический прогноз судьбы и гороскоп известного преступника, казненного в XIX веке. Эти данные разослали многим адресатам с просьбой ответить, соответствуют ли они их судьбе. Были обещаны и дальнейшие консультации. Что же, вы думаете, ответили многие? То, что прогноз в большой мере соответствует их характеру и отражает их судьбу!

Душа человека намного глубже, шире, богаче своими чувствами, своей внутренней жизнью, чем скудные наброски астрологических карт. Каждый из вас переживает, испытывает, чувствует и совершает столько, что, несомненно, черты, представленные в гороскопе, давно известны вашей душе. Но эти черты далеко не исчерпывают вашей ничем неповторимой жизни!

Вера в астрологию возникла от страха осознать возложенную на нас, людей, миссию. Легче поверить в предрешенную судьбу и закон звезд, нежели задуматься над своим поведением, постараться не погубить свою душу, а сохранить ее чистой, соделать богоподобной.

Так стоит ли подчинять себя овцам, козлам и пресмыкающимся, а еще более тем, кто смело трактует нашу судьбу с помощью звездного стада?

Еще о душе

По замечанию преподобного Макария Великого (IV век), душа облечена во все члены тела, она находится в теле повсюду, почему и совершаются в теле жизненные действия.

Как радиоприемник озвучивает радиоволну, так и телесные действия есть проявление действий души.

Телесные чувства принадлежат собственно душе, поскольку тело перестает чувствовать тогда, когда его покидает душа. Посредством телесных чувств с внешним миром общается именно душа.

Известный академик Иван Петрович Павлов (1849-1936) делился своим опытом: «Я изучаю высшую нервную деятельность и знаю, что все человеческие чувства: радость, горе, печаль, гнев, ненависть, мысли человека, самая способность мыслить и рассуждать — связаны, каждая из них, с особой клеткой человеческого мозга и ее нервами. А когда тело перестает жить, тогда все эти чувства и мысли человека, как бы оторвавшись от мозговых клеток, уже умерших, в силу общего закона о том, что ничто — ни энергия, ни материя — не исчезают бесследно, и составляют ту душу, бессмертную душу, которую исповедует христианская вера».

Если бы душа была всего лишь проявлением психических процессов мозга, то человек не ощущал бы себя единой личностью.

Мозг — это не однородный орган, а сложный механизм, который делится по своим функциям на многочисленные органы локализации — центры. От этих центров по всему телу идет множество нервов и нервных волокон, по которым к центрам мозга и обратно передается информация. Каждый орган локализации осуществляет только свою возможность: один — смотреть, другой — слышать, третий — говорить, четвертый — вспоминать и т. д. Сами мозговые центры дробятся на клетки и атомы, исполняющие каждый свою работу. Где же все это разнообразие психических явлений сводится к единству? В душе! Только благодаря ей человек воспринимает себя как единый субъект, личность, которая одновременно видит, слышит, думает, ощущает и т.д.

В течение семи или восьми лет в организме человека происходит полная смена клеток. Человек физически становится другим, но по самосознанию, по душе он остается самим собой. Он помнит происходившее с ним когда-то давно, радуется или скорбит об этом. Даже самый старый человек может ощущать себя по душе молодым, он был бы готов петь и плясать, как в молодости, если бы не износилось тело.

Знаменитый английский физик Тиндаль высмеивал материалистические представления о человеке. Так, с немалой долей юмора он излагает терминологию материалистов в письме к своей будущей супруге, леди Гамильтон, под видом предложения вступить в брак: «Леди Гамильтон, сладкому, как сахар, конгломерату протоплазмы! Достойному обожания сочетанию материи и силы! Редчайшему продукту бесконечных времен развития! Лучезарный эфир не больше соответствует лучам света, чем мои нервные центры мистическому влиянию, истекающему из фотосферы твоего лица. Как солнечная система развивалась из первобытного хаоса, вследствие действия непреложных законов, так и та разрешенная материя, которую люди называют моею душою, возвышается из глубины своего отчаяния лучистым сиянием, стремящимся из твоих взоров. Спустись же вниз, о изумительное создание, чтобы наблюдать силу притяжения, которая влечет меня к тебе с могуществом, обратно пропорциональным квадрату расстояний. Согласись, чтобы мы, как два солнца, описывали друг около друга концентрические круги, которые могли бы соприкасаться во всех пунктах периферии. Твой Джон Тиндаль».

Когда вы смотрите в глаза другого человека, то ведь не сетчатка глаз вас привлекает. Вы соприкасаетесь с душой, с тем удивительным и неповторимым миром человека, который проявляет себя через взгляд. Значит, есть нечто особенно ценное в этой телесной оболочке другого человека — его душа!

Тело можно уподобить кораблю, а душу — кормчему, который этим кораблем управляет.

Так что же такое душа? Это — вы сами в вашем теле!

Силы души

Царь души — ум. Он — высшая созерцательная способность души. Однажды некий протестантский пастор зашел в больницу для душевнобольных. Один из пациентов, у которого наступила минута просветления ума, подошел к нему и спросил:

— Вы благодарили когда-нибудь Бога за свой рассудок?

Вопрос был неожидан, пастор еще никогда не благодарил Бога за собственный ум. Только здесь, в больнице, видя несчастных людей, он понял, что разум — это великий Божий дар.

Благодаря уму мы имеем возможность осознавать самих себя, думать, размышлять. Ум — это то, чем отличается человек от всего остального живого мира.

Центром же всех сил души является сердце. Оно — источник любви, радости, мира, всех самых теплых чувств, какие только могут посетить нашу душу. Именно в сердце вершится глубинная духовная жизнь человека.

Есть в душе и третья сила — воля, которая руководит желаниями, направляет естество к достижению желаемого и осуществляет свободный выбор, но не все употребляют этот дар на добро.

Исключительность человека

Исключительность и важное преимущество человека состоят в том, что его душа бессмертна. Однако каждый ли из людей смог оценить, насколько это великий дар?

По крайней мере, этот дар заставил глубоко задуматься русалочку из известной вам сказки.

«Если люди не тонут, — спрашивала русалочка, — то они живут вечно, не умирают, как мы?

— Ну что ты! — отвечала старуха. — Они тоже умирают, их век даже короче нашего. Мы живем триста лет, но, когда нам приходит конец, нас не хоронят среди близких, у нас нет даже могил, мы просто превращаемся в морскую пену. Нам не дано бессмертной души, и мы никогда не воскресаем: мы — как тростник: вырвешь его с корнем, и он не зазеленеет вновь! У людей, напротив, есть бессмертная душа, которая живет вечно даже и после того, как тело превращается в прах; она улетает на небо, прямо к мерцающим звездам! Как мы можем подняться со дна морского и увидать землю, где живут люди, так и они могут подняться после смерти в неведомые блаженные страны, которых нам не видать никогда!»

Сколько пришлось русалочке испытать, чтобы достичь этого дара! А нам этот дар уже дан.

Если материалист Бюхнер утешал своих последователей тем, что после смерти они превратятся в космическую пыль, то христианство утверждает: душа — невещественна и поэтому не может, подобно телу, разлагаться на стихии.

«Люди не для того сотворены, — писал святитель Иннокентий Московский, — чтобы жить только здесь, на земле, подобно животным, которые по смерти своей исчезают, но для того единственно, чтобы жить с Богом и в Боге, и жить не сто или тысячу лет, но жить вечно».

Душа способна существовать сама по себе, без тела. Тогда она продолжает обладать сознанием, в ней также действуют ум, чувство и воля.

У известного архимандрита Кронида, который являлся последним наместником Троице-Сергиевой Лавры при ее закрытии (1929 год), был брат, священник Лука. Как-то раз, поздно вечером, отец Лука за чтением газеты заснул и не потушил стеариновой свечи на столе. Супруга его тогда тоже уже легла спать. Вдруг в первом часу ночи она ясно слышит голос, торопливо и настойчиво будивший ее: «Маня, Маня!» Когда она проснулась, то увидела свою покойную мать, которая стояла, осиянная каким-то неземным светом, и, показывая настойчиво жестами на дверь кабинета, повторила ей несколько раз: «Спеши, спеши». «Тогда я, — рассказывала супруга отца Луки, — моментально поднялась с постели, накинула на себя капот и кинулась к двери кабинета. Когда я вошла, то увидела, что Лука Петрович, склонившись в кресле, дремал, а газета, которую он читал, лежала откинутой на столе, где стояла спиртовая лампа «молния». Тут же на столе была и свечка. Газета уже начала тлеть. Еще момент — и она бы вспыхнула. Тогда спирт в лампе, в свою очередь, мог загореться и начался бы ужаснейший пожар, от которого едва ли бы спасся отец Лука. Да и всему дому грозила великая опасность. Я мгновенно погасила свечу». Так душа давно умершего человека помогла живым.

Когда душа соединена с телом, то все равно она имеет свою собственную разумную жизнь, четко отличающуюся от жизни тела. Ведь для возникновения в людях мыслей, чувств и желаний вовсе не обязательна телесная деятельность.

Приведем еще один случай. В начале двадцатого столетия в городе Москве жил известный профессор хирург Владимир Николаевич Розанов. Прием больных был у него на дому. После выхода очередного больного в кабинет к нему вошла девочка десяти-двенадцати лет в розовом платьице, с бантом на голове.

— Доктор, — обратилась она к профессору, — с моей мамой очень плохо, она нуждается в немедленной помощи. Я очень прошу вас сейчас же прийти… — и сообщила свой адрес.

Владимир Николаевич был удивлен и необычайным нарядом девочки, и той настойчивостью, с которой она просила. Он обещал прийти, и девочка удалилась. Выйдя из кабинета, он сказал ожидавшим его больным, чтобы они подождали его, так как ему срочно надо идти к матери той девочки, которая только что была у него.

—  Какая девочка? — удивились больные. — Никто не входил и не выходил из вашего кабинета, и мы удивлялись, с кем это вы разговаривали.

Розанов был удивлен этим и поспешил по адресу, сообщенному девочкой. В квартире он застал смятение.

—  Доктор, как хорошо, что вы пришли. Кто вам сообщил, что вы нам так нужны? — удивились обитатели квартиры.

Они провели его в зал, где находилась женщина в глубоком обмороке, почти без признаков жизни. А на столе лежала покойница — девочка в розовом платьице, с бантом в волосах, с которой Владимир Николаевич только что разговаривал в своем кабинете.

Очевидно, горе матери и ее тяжелое положение так волновали душу почившей, что по благодати Божией ей была дарована чудесная возможность — вызвать к матери доктора.

А теперь мы поговорим об одном из важнейших для нас проявлений жизни души: о совести.

 О совести

Некая женщина по бедности что-то взяла в магазине и тайком унесла. Никто ее не видел. Но с этого момента какое-то неприятное чувство не давало ей покоя. Пришлось ей вернуться в магазин и положить на место взятую вещь. Теперь она пришла домой с чувством облегчения.

Каждый из вас знаком со своим внутренним голосом, который то упрекает и гнетет, то поощряет и радует. Этот голос называется совестью.

Сколь неизбежна власть твоя,
Гроза преступников, невинных утешитель.
О совесть! Наших дел закон и обвинитель,
Свидетель и судья!

Так писал поэт-философ Василий Андреевич Жуковский.

Совесть — это врожденное нравственное чувство различения добра и зла. Она вложена в человека Создателем и поэтому часто называется голосом Божиим в человеке.

Старец Паисий Афонский (|1994) говорил: «Совесть является первым законом Божиим, который Он начертал глубоко в сердце первозданных людей и который впоследствии каждый из нас, рождаясь, получает от своих родителей как ксерокопию».

Совесть действует во всех людях, независимо от их возраста, расы, воспитания и уровня развития. Даже самые дикие племена стоят столь же высоко по своим понятиям о добре и зле, как и наиболее развитые и культурные народы. Потому-то люди понимают необходимость повиноваться общественным законам, что в их душах изначально вложено чувство уважения к нравственному закону, в нем видится нечто обязательное.

Ф. М. Достоевский писал: «Пяти-шестилетний ребенок знает иногда о Боге или о добре и зле такие удивительные вещи и такой неожиданной глубины, что поневоле заключишь, что этому младенцу даны природою какие-нибудь другие средства приобретения знаний, не только нам неизвестные, но которые мы, даже на основании педагогики, должны бы были почти отвергнуть».

Часто совесть заставляет человека поступать вопреки его выгоде или удовольствию. Философ Сократ рассказывал о внутреннем голосе, который звучал в его душе в ответственные моменты жизни. Этот голос всегда предупреждал, чего не следует делать.

Как невозможно убедить себя, что мы сыты, когда мы голодны, или что мы отдохнувшие, когда мы устали, так невозможно убедить себя, что мы поступили хорошо, когда совесть изобличает дурное.

Но теперь представьте, что вы о чем-то просите друга, а он не хочет вам ответить. Со временем вы перестанете его просить. Так и голос совести, если к ней не прислушиваться, взывает к человеку все реже и реже. Однако молчание внутреннего голоса не означает, что он вовсе умер. В жизни иногда наступает момент, когда этот голос вдруг пробуждается и с новой силой подсказывает, что добро, а что зло. Так что абсолютно бессовестных людей не бывает!

Наличие совести в душе указывает, что человек имеет в себе образ Божий.

 Образ Божий

В этом — уникальность каждого человека. Мы единственные из всего творения наделены такими качествами, которые отличают нас от остального мира и делают «похожими» на Бога.

…Ты во мне сияешь
Величеством Твоих доброт;
Во мне Себя изображаешь,
Как солнце в малой капле вод.
Г. Державин, ода «Бог»

Что же есть образ Божий в человеке? Наверное, вы удивитесь, услышав, что образ Божий невозможно постигнуть во всей полноте. Почему невозможно? Потому что непостижим Сам Господь. Бог невыразим человеческим словом, по отношению к Нему нельзя предложить исчерпывающего определения. А если Бог непостижим, то как можно постигнуть Его образ?

Действительно, образ Божий невозможно полностью описать, представить в виде четкого понятия. Но нам дозволено рассуждать о некоторых чертах образа Божия, причем в той мере, в какой открыты свойства Божий.

Здесь нам будет полезно вспомнить имена и свойства Создателя.

Черты образа Божия

Бог есть Высшая Личность, и поэтому человек, созданный по образу Божию, есть личность, переживающая, осознающая свое глубинное личностное «я». Бог есть чистейший Дух, — и человек наделен невещественной душой, а тело есть жилище, орган души и в некоторой степени ее внешнее отображение.

Бог вечен и бессмертен, Он не стеснен рамками времени. И человеческая душа наделена бессмертием. Она неспособна совсем исчезнуть, разложиться на составляющие стихии.

Бог абсолютно свободен в Своих действиях. И человек обладает свободной волей, которая способна влиять даже на нашу вечную участь. Сам Господь не переступает через произволение человека.

Бог есть Премудрость. И поэтому человек как образ Божий наделен удивительным разумом, способным проникать вглубь вещей и объяснять их внутренний смысл.

Бог всемогущ. Он — Царь и Владыка вселенной. И человек изначально был поставлен владыкой на земле. Мы даже сейчас овладеваем тайнами природы, покоряем воздух и другие стихии.

Бог вездесущ — и человеческая мысль способна в мгновение переноситься в отдаленные концы земли.

Бог всеведущ — и ум человека охватывает массы, знаний, хранит их в своей памяти.

Бог в высшей степени благ, Он не оставляет человека Своей любовью. И человеческая душа, порой неосознанно, ищет Бога как что-то родственное, стремится к Нему, жаждет единения с Ним.

Зависит пи образ Божий от нашей жизни?

Черты образа Божия заложены в самом естестве человека. Они принадлежат нам помимо нашего желания, выбора или труда. Впрочем, вы знаете, что можно иметь красивое ожерелье, но содержать его в такой грязи, что все будут только брезговать. В зависимости от жизни человека образ Божий либо сияет в нем, как восходящее солнце, либо меркнет, как гаснущий день. Но каков бы ни был человек, черты образа Божия останутся в нем навеки. Даже в аду (место удаленности от Бога) они не покинут грешника, доставляя тем большие мучения, что человек создан по образу Божию, а оказался там, где общения с Богом нет.

Один мальчик плюнул на изображение Ленина на звезде октябрят. Это увидел священник и сказал:

— Что ты делаешь?
— Я поступил так, — ответил мальчик, — потому что он был безбожником.
— Да, дела его были неправильные, — сказал священник. — Но и он наделен образом Божиим, и его Господь призывал ко спасению. Поэтому плевать на его изображение ты не должен.

В том и заключается одна из основных задач жизни человека, чтобы хранить в себе образ Божий в чистоте и светлости. Наша свобода, бессмертие, все качества и способности естества должны быть направлены не на зло, но на то, что в действительности родственно человеку — на уподобление Богу.

 Уподобление Богу

В Священном Писании говорится о совете Святой Троицы: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему». Когда же творение человека приходит в действие, сказано: «По образу Божию сотворил его» (Быт. 1: 26-27).

Образ Божий дарован каждому вместе с самим бытием, но подобие Богу возможно только при личном подвиге. Уподобление Господу совершается в непрестанном труде над собой, в нравственном возрастании. Подобие Бога в человеке — это насколько Сам Бог — Высшее Добро, Любовь и Святость видны в человеке.

Если образ Божий есть бескорыстный небесный дар человеку, то подобие — духовное созидание человека, совершаемое совместным действием Бога и человека. Это труд над тем, чтобы дар Божий сиял как можно светлее.

Просияние в человеке образа Божия и есть богоподобие.

Святитель Василий Великий так рассуждает об этом:

«»По образу» я обладаю бытием существа разумного, «по подобию» же я делаюсь, становясь христианином…

Если ты станешь врагом зла, забудешь прошлые обиды и вражду, если будешь любить своих братьев и сочувствовать им, то уподобишься Богу. Если от всего сердца простишь врагу своему, то уподобишься Богу. Если ты относишься к брату, погрешившему против тебя, так же, как Бог относится к тебе, грешнику, ты своим состраданием к ближнему уподобляешься Богу…

Что такое христианство?

Это уподобление Богу в той мере, в какой это возможно для природы человеческой. Если ты по милости Божией решил быть христианином, торопись стать подобным Богу, облекись во Христа».

А теперь обратим взор в самую глубь веков и зададимся вопросом: каким был человек сначала?

Каким был человек сначала?

Нам сейчас трудно представить состояние, в котором находились первозданные люди, когда вышли из рук Творца. Современный человек смотрит на все сквозь покров собственной испорченности. А первые люди с появлением на свет отличались непорочностью, чистотой, безгрешностью, святостью. В них не было и тени греха или малейшего противления добру. Совесть их была спокойна, душа не испытывала волнений, они ничего не боялись.

Ум первозданного человека легко усваивал как высшие духовные истины, так и знания о материальных предметах. Бог привел к Адаму всех животных, «чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей» (Быт. 2: 19-20). Что это значило? То, что Адам постигал самую суть, смысл всего живого и вообще мироздания, проникал в их тайну, мог выразить эту тайну словом. Наречение имен животным показывает, что человек познавал глубину вещей и их отличительные свойства. Впрочем, ум человека был и тогда ограничен, тем более не искушен опытом жизни. Ему следовало развиваться и совершенствоваться.

Каким было сердце первозданных людей? Оно изначально являлось обителью доброты, любви, самых светлых и теплых чувств. Сердце не знало порочных движений и беспорядочных чувств.

В человеке полностью отсутствовала плотская похоть — эта ненормально разросшаяся чувственность, враждебная духу. Поэтому «были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» (Быт. 2: 25). По учению святителя Григория Паламы (XIV век), прародители были облачены в Божественный свет, который окружал их и был лучше царской порфиры.

Воля первых людей обладала полной нравственной свободой, не испытывала никакого гнета. Человек был свободен от мучительного выбора, как поступить, чтобы ему было лучше. Он естественно любил добро и стремился к нему. Его воля находилась в согласии с волей Божией. Но значило ли это, что человек не мог вообще согрешить? Нет. Воля обладала абсолютной свободой. А следование за Богом всегда предполагает добровольность.

Наконец, тело первозданных людей не имело порока, какого-либо внутреннего или внешнего недостатка. Оно отличалось удивительной красотой, свежестью сил, не испытывало усталости, болезней, страданий. Да, человеческое естество, как сотворенное, само по себе переменчиво, тленно и смертно. Но оно изначально было причастно Божественной благодати, не имело внутреннего расстройства, поэтому не должно было и умирать.

Человек предназначен к бессмертию, а достичь его можно лишь в общении с Источником жизни — Богом.

Близость Творцу

В том и заключалась основная особенность первых людей, что они находились в непосредственной близости к своему Творцу. Человек в Раю искренно любил Бога. Сам Господь был первым Наставником и Учителем людей. Он являлся им, беседовал и открывал Свою волю. У первозданных людей было совершенное чувство близости Бога. Более того, они сами являлись храмом, обителью Бога, настолько тесно было их общение с Небесным Отцом.

«Человек есть богозданный храм Божества по душе и телу», — писал святитель Игнатий (Брянчанинов). «Назначение человека — быть сосудом

и орудием Божества». А святой Макарий Великий так изъясняет это: «Как небо и землю сотворил Бог для обитания человеку, так тело и душу человека создал Он в жилище Себе, чтобы вселиться и упокоеваться в теле его, как в доме Своем, имея прекрасною невестою возлюбленную душу, сотворенную по образу Его».

Причастность Богу всем естеством означала состояние глубокой духовной радости, неизреченного мира, удивительного вдохновения, легкости и свободы, всего того, что может называться счастьем или блаженством.

Оказывая любовь и послушание Небесному Отцу, человек сам являлся владыкой видимого мира. Животные не причиняли ему вреда, но слушались, видя в нем своего царя.

Среди самих животных не было вражды, сильные не трогали слабых. Все звери питались лишь травой и растениями.

Природа не возмущалась катаклизмами. Солнце не иссушало лицо земли, отсутствовали морозы. Не было ничего такого, что в настоящее время причиняет страдания и ущерб животному и растительному миру. Везде царили гармония, красота, покой и порядок, так как все мироздание пока существовало в полном согласии с волей Творца.

Назначение же человека заключалось в том, чтобы все более совершенствовать как самого себя, так и подчиненный ему видимый мир, во всем утверждая Царство Божие и прославляя своего Небесного Отца.

Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
А. Пушкин

Лишь при этом условии радость и счастье человека могли возрастать непрестанно, а мир приобретать все большую красоту.

О рае

Как дети нуждаются в заботе родителей, так и первые люди нуждались в заботе и попечении о них Творца. Специально для человека Господь создает на земле Раи (в переводе значит «сад») и помещает людей в него, заповедуя возделывать Рай и хранить (Быт. 2: 15).

Что представлял из себя Рай? Это был прекрасный саде деревьями, приятными на вид, чьи плоды были пригодны для питания.

Созерцание его невольно пробуждало в людях чувство радости и возводило их мысль к Художнику мира. В то же время с духовной стороны Рай — это состояние особенной близости Бога к людям.

Повеление Господа возделывать Рай и хранить означало необходимость не только заботиться о прекрасном саде, но, самое главное, хранить и умножать состояние райского богообщения в собственной душе.

В Раю люди имели доступ к дереву жизни, вкушение плодов которого охраняло человека от болезней и смерти.

Древо познания добра и зла

Для укрепления человека на пути добра Господь произрастил в Раю «древо познания добра и зла» и дал человеку заповедь: «От всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» (Быт. 2: 16-17).

Для чего это было нужно?

Человек мог быть бессмертным только в близости Творцу. Общение с Богом возможно только при искренней любви к Нему. А любовь всегда проявляется в радостном исполнении воли того, кого любишь.

В исполнении повеления Божия люди могли реально проявлять свою любовь к Создателю и так совершенствоваться в добре. Представляло ли это для человека чрезмерный труд? Вовсе нет. Ведь первые люди изначально имели глубокое доверие Богу. Они обладали полнотой всяческих благ. И внутри них не находилось потребности вкушать запретный плод.

Но почему это дерево называлось древом познания добра и зла? В этом — глубокий смысл. Само по себе это дерево не могло сообщить знание добра и зла. Ведь человек изначально обладал ясностью душевных чувств, чистотой совести и поэтому различал, в чем добродетель и в чем порок. Но через это дерево человек познал на опыте, какое добро содержится в послушании, а какое зло — в противлении воле Божией.

И не сами плоды дерева были смертоносны. Дерево это, как и прочие, было добро и прекрасно. Смертоносным же являлось непослушание Богу. Итак, повеление не вкушать от дерева познания добра и зла означало испытание человека, насколько он добровольно и искренно любит своего Творца и Бога, в близости Которому заключается вся его вечная жизнь.

Вопросы:

  • Вспомните, в чем заключалась особенность творения человека?
  • На что эта особенность указывает?
  • В чем состоит уникальность человеческой природы?
  • Почему можно утверждать о существовании души, если даже она, по своей природе, невидима?
  • Можете ли вы рассказать о взаимной связи души и тела?
  • Что такое совесть и зачем она нужна?
  • Как вы охарактеризуете образ Божий в человеке?
  • А что такое подобие Божие?
  • Чем первозданный человек отличался от всех нас?
  • Что такое Рай и зачем было нужно древо познания добра и зла?

Валерий Духанин

Просмотров (194)

Перейти к верхней панели