1. ГДЕ КРОЕТСЯ СМЫСЛ ЖИЗНИ?

(Валерий Духанин, кандидат богословия, преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии)

Вы наверняка согласитесь, что человек — существо уникальное, загадочное. Едва появившись на свет, мы сами уже представляли собой великую, не разрешимую никем загадку. Разве расскажет кто-нибудь, что он думал, чувствовал и как ощущал себя в младенчестве? Нас — эту тайну рождения — пытались познать наши родители, родные и близкие. Взрослея, мы сами стали с удивлением познавать этот мир. Теперь уже он ставил перед нами свои загадки. И первое, что из века в век слышат родители от детей, это бесконечное: «Почему? Зачем? Для чего?». Дальше — необъятная дорога познаний…

Итак, познают нас и познаем мы; есть загадки, и есть удивительное желание их открыть! Так чем же все это продиктовано: простым любопытством, необходимостью жизни или потребностью человеческого сердца?

Ученые считают, что все вещи видимого мира подчиняются строгим законам и служат определенной цели, которая изначально им задана. С учеными можно соглашаться или нет. Но иногда действительно возникают вопросы: почему планеты с точностью в доли секунды совершают свой путь вокруг Солнца? Для чего человечество заброшено на планету-пылинку, находящуюся далеко не в самом центре галактики? Почему на Земле в каждый момент кто-то рождается, а кто-то умирает? Зачем рыба, преодолевая непроходимые пороги, поднимается вверх по водопаду, чтобы именно там отложить икру? Почему родившийся жеребенок сразу же становится на ноги, а у людей новорожденный младенец нуждается в заботе большей, чем детеныши всех животных в мире?

Может быть, все и вправду подчинено разумному смыслу, имеет свое, порой неведомое нам назначение. А лично в вашей душе не возникал ли другой, наверное, очень насущный вопрос: есть ли смысл в жизни самого человека?

 Есть ли смысл в жизни человека?

Прежде всего, попробуйте-ка назвать такую работу, которой не хотел бы заниматься никто из людей. Конечно, вы перечислите много профессий, которые вас отталкивают своим содержанием, кажутся вам просто неприемлемыми. Человеку, благо, дана возможность выбрать хотя бы одну самую лучшую для него профессию. Но обратите внимание: работа, которая нравится вам, может не удовлетворять другого. Напротив, та, что отталкивает лично вас, может привлечь другого.

В мире много профессий, и каждая хоть кому-то да приходится по душе, иначе вообще не существовало бы ответственных, искренних, любящих свое дело работников. И только одной работы не желал никто, никогда и нигде — это работы бессмысленной.

Во время Второй мировой войны фашистские захватчики устраивали в концлагерях над пленниками следующую пытку. Они заставляли бесцельно переносить камни с одного места на другое и обратно. Многие, осуществляя эту совершенно бессмысленную работу, теряли последние внутренние силы, надламывались.

Значит, человек не терпит бессмысленности, он ищет, чтобы была какая-то разумная цель, достижению которой можно было бы посвятить свои силы и внутренние дарования.

Но какое отношение это имеет конкретно к каждому из нас?
Действительно — нужна ли нам цель?
Нужна ли нам цель?

Психологи долго ломают головы над тем, как объяснить причину угасания духовной жизни человека и, как следствие — умножение душевных болезней. Почему происходят самоубийства? Почему возникает тяга к наркомании и преступлениям? Как объяснить то, что врачи называют экзистенциальным неврозом, — им теперь страдают около 20% жителей Европы? И среди самых разных ответов есть один достаточно интересный. Оказывается, многие недуги души связаны с тем, что человек переживает глубокую внутреннюю пустоту.

А любая пустота — это отсутствие чего-то. Чего же так не хватает душе человека?

Ученый Рене Декарт (1596-1650) говорил: «Я мыслю, следовательно, существую». А мы добавим: «Если я мыслю, значит — могу подумать над тем, для чего я существую». И может быть, познать смысл своей жизни — значит познать самого себя, и даже более — познать свое счастье!

Теперь представьте, что вы совершаете путешествие в поисках золота и вдруг забрели в пустыню Сахару. У вас ни капли воды. Где заветный родник, вы знаете приблизительно. Так, скажите, в этот момент вы будете искать золото или то, что утолит вашу жажду?

Когда человек голоден, ему необходимо насытиться, когда он жаждет — напиться, а потребность смысла в жизни — это духовная жажда. Эта жажда подсказывает, что надо найти что-то самое главное, что насытит всю твою душу, удовлетворит всем желаниям сердца. А когда этого нет, то не радуют даже найденные слитки золота.

Непостижимые тайны Вселенной — они оставляют нас в изумлении и безмолвии! Если бы не существовало воды, человек и не жаждал бы! Если бы не существовало смысла жизни, человек и не мучился бы от его отсутствия! Но раз он есть, значит, можно искать.

 А что ищут люди?

Давайте вместе с героями «Марсианских хроник» Рея Брэдбери совершим путешествие на Марс. Посмотрим, как участники экспедиции выходят на планету, пытаются осторожно исследовать местность — вдруг видят своих почивших родителей, родных и близких. Те, живые, с радостью встречают команду. Все космонавты расходятся по домам, пьют, едят, отдыхают, испытывают глубочайшее удовлетворение и даже мыслью не возвращаются к космическому кораблю: экипаж забывает, зачем находится здесь. Главное — люди получили то, что было заветной целью в их душах. И только капитану, блаженно вытянувшемуся на постели, вдруг приходит мысль: а не являются ли все эти наслаждения мнимыми, не есть ли это только коварное внушение марсиан, которые, подлаживаясь под мечты и желания человека, прельстили его сладкими, но призрачными миражами, чтобы погубить, застав врасплох? Мысль, явившаяся так поздно, не спасла экипаж…

Так что же, на ваш взгляд, космонавты искали больше всего? Не послужило ли это главной причиной потери их бдительности?

Вернемся на родную планету, планету поисков и разочарований. Ведь и здесь не меньше загадок, не меньше вещей странных, непредсказуемых.

Не загадка ли, что герой рассказа Чехова земский врач Дмитрий Ионович Старцев, благородный и трудолюбивый, живший возвышенными идеалами, горевший любовью, вдруг превращается в обрюзгшего, заплывшего жиром стяжателя, в человека без мыслей и впечатлений, так что «теперь он одинок, живется ему скучно, ничто его не интересует»? Какой же целью он руководствовался, что пришел к такому печальному концу?

Не загадка ли, что герой Джека Лондона Мартин Иден, который отдал все силы на свое внутреннее развитие, интеллектуальный и культурный рост, на раскрытие своих творческих талантов и наконец стал известным, знаменитым писателем, — вдруг страшно разочаровывается и заканчивает жизнь самоубийством? Почему же известность и творчество не принесли ему полноценного удовлетворения?

Не загадка ли, что академик Андрей Дмитриевич Сахаров, всего себя посвятивший исследованию тайн атома, результатом чего явилась всем известная бомба, затем всю жизнь боролся за разоружение? Почему же его научные поиски в итоге привели к отрицанию их результатов?

Не загадка ли, что древнегреческий общественный деятель Исократ, проведший всю жизнь среди людей, оставил как завещание: «Проживи незаметно»? Что известный писатель, будучи на пике славы, сжигает роман, появление которого так ждали читатели? Что современные актрисы меняют поклонников на строгие монастыри? И что рвущиеся к власти люди, очутившись у руля страны, вдруг оказываются беспомощными и несчастными, достойными посмеяния целого мира?

Древний римский поэт Гораций однажды с изумлением произнес:

Что за причина тому… что какую бы долю
Нам ни послала судьба, и какую б ни выбрали сами,
Редкий доволен и всякий завидует доле другого?

А умудренный духовным и житейским опытом святитель Иннокентий, митрополит Московский (1879), отмечал:

«Всякая желаемая нами вещь только до тех пор нам нравится, пока мы еще ею не владеем; когда получим ее, то она скоро наскучивает нам. Или нам кажется хорошо и заманчиво лишь только то, чего мы еще не имеем, а все, что мы имеем из вещей, хотя бы и самое лучшее, или нам недостаточно, или нас не занимает. Лучший пример этому есть царь Соломон, который, как известно, был столько богат, что вся домашняя утварь во дворцах его была из чистого золота; был столько премудр, что цари приходили послушать его, и был столько славен, что враги трепетали его. Он, будучи просвещен и могуществен более всех своих современников, мог удовлетворять всем своим желаниям и прихотям, так что почти не было вещи на свете, которой бы он не имел или не мог получить. Но при всем том и он не мог насытить своего сердца, и желания сердца его томили и мучили его гораздо более, нежели обыкновенного человека; и он, наконец, испытав все на свете, сказал в своих писаниях: все на сем свете суета, и ничто не может насытить наших желаний».

А на ваш взгляд, почему царь Соломон, хотя и имел все блага земли, при этом не мог насытиться?

 Так что же насытит наши желания?

Когда афинский суд по доносу завистников приговорил философа Сократа к смерти, друзья пришли навестить его. Потирая ногу после снятой тяжелой цепи, Сократ произнес: «Что за странная это вещь, друзья, — то, что люди зовут «приятным»! И как удивительно, на мой взгляд, относится оно к тому, что принято считать его противоположностью, — к мучительному! Вместе разом они в человеке не уживаются, но, если кто гонится за одним и его настигает, он чуть ли не против воли получает и второе: они словно срослись в одной вершине… Так и со мной: прежде ноге было больно от оков, а теперь — вслед за тем — приятно».

Итак, в этом мире есть вещи, ценность которых мы можем познать только на собственном опыте. И на собственном опыте человек узнаёт, что наслаждением кажется многое, однако далеко не все удовлетворит его так, как ему самому хотелось бы.

Например, разве не хочется иметь роскошный, богатый стол? — Но каждый день надо долго готовить обеды, которые в считанные минуты исчезают и оставляют после себя горы немытой посуды. Да и сколько бы человек ни насыщался едой, он не удовлетворит свою потребность в пище раз и навсегда.

Разве не хочется быть бодрыми, сильными или хотя бы просто высыпаться? Но все равно наше тело, оказавшись в переплетении каких-то обстоятельств, чрезмерно утомится, выбьется из сил или подвергнется изнурительной болезни. Так что даже самый великий «нехочуха» не найдет здесь, на земле, полного покоя.

Может быть, причина кроется в отсутствии материального достатка? Но из века в век повторяется замкнутый круг: сколько ни дай человеку денег, глазам будет казаться все мало. Да и чтобы достичь большого заработка, надо приложить столько усилий, времени и жизненной энергии, что сам заработок порой становится уже не в радость. Да и способен ли человек взять свои богатства с собой в гроб? В лучшем случае, они сполна покроют расходы на похороны и станут достоянием, причем также временным, адресатов завещания.

 Может быть, не хватает власти и славы? Но почему известный правитель Уинстон Черчилль сказал: «Власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно»? — возможно, он был и прав, ведь утверждать так мог только тот, кто сам обладал абсолютной властью. Почему триумфатор Наполеон, взойдя на вершину славы, потерял все и окончил жизнь в далекой ссылке? Говорят, там он пришел к искренней вере в Бога, — а мог ли прийти к ней, находясь в апогее своего земного величия?

Математики утверждают…

Математики утверждают, что ложная посылка приводит к неверному результату. А сама жизнь подсказывает, что ложные ценности приводят к катастрофе личной судьбы. Так что же и вправду могли бы признать мы за ценность, стремление к которой стало бы достойным смыслом жизни, овладение которой было бы действительным счастьем?

—        Телесную красоту? А есть ли смысл в красоте, если тот, кого ты так любишь, отдал свое сердце другому? Почему Джина Лоллобриджида, королева кино 60-70-х годов, которую осаждали толпы поклонников, с конца 90-х уже почти не показывается на экране и занимается лепкой скульптур, пытаясь запечатлеть свои минувшие молодые роли? Какой фотограф согласится снимать красавицу, когда она достигнет всем известного возраста жизни?

—        Саму любовь? Конечно, нет чувства возвышеннее! Но не задумывались ли вы, почему во всех произведениях классики описывается горение чувств первой любви и почти никогда — любовь в многолетнем браке? — Исполнение мечты «хочу стать звездой»? — пожалуйста, но только не становитесь звездой на чьем-то поношенном мундире! И что же это за жизнь, если ты существуешь для удовлетворения чужого зрения, чужого слуха, для разгорячения чужих желаний и мыслей? Жить на виду у всех — значит, загнать свою личную, сокровенную жизнь в далекий, забытый самим тобой угол.

—        Физическое превосходство? Но на каждого сильного найдется еще более сильный. А тысячелетние состязания во всех видах боевых искусств так и не выяснили, кто же самый сильный. Едва достигнув успеха на ринге, ты уже должен покинуть его, так как здоровье не позволяет противостоять силам нового соперника. Почему король кунг-фу Брюс Ли, развивший в себе такую мощь и энергию, что уже никто из людей не мог участвовать с ним в тренировках, — из-за постоянных травм напарников он отрабатывал удары на деревянном манекене, — тот самый Брюс Ли, который, казалось, ходил по прослойке воздуха в несколько сантиметров над землей — настолько он был бодр и интенсивен, — итак, почему же он под конец вдруг стал крайне истощен, раздражителен и расстроен? И почему одному из знакомых с разочарованием сказал: «В моей жизни все время кто-то копается — люди придумывают обо мне истории. Слава оказалась не такой, как я думал»?

—        Само здоровье? Но и оно что добавит человеку, потерявшему в жизни смысл? Здоровье дается ради чего-то, оно не есть ценность сама по себе.

Значит, смысл жизни и сопряженное с ним счастье находятся в чем-то ином. Но в чем? И не правда ли, что чем труднее его найти, тем мучительнее хочется овладеть предметом поисков?

 Так продолжим поиск!

Представьте, что к вам подошел человек с приятным лицом и в опрятной одежде. Он вдруг протягивает конверт, набитый купюрами, и говорит: «Все это достается тебе, трать, на что хочешь, делись с друзьями, но знай, что завтра ты должен возвратить деньги обратно». Обрадуетесь ли вы тому, что все равно будет вскоре отнято?

А может ли насытить наши желания то, что непременно исчезнет?

В жизни каждого человека наступает момент, когда он вдруг теряет все, что имел на земле. Певец вдруг перестает петь, актер играть, поэт сочинять, писатель писать, художник рисовать и так далее…

Догадались ли вы, что это за момент бесконечного отпуска?

Конечно, мы слушаем записи песен, смотрим фильмы, читаем романы, созерцаем картины и на уроках изучаем теоремы давно ушедших людей. Плоды их творчества, научных изысканий, жизненных стремлений остались нам. Но сами-то они как же? куда ушли? и что из ценностей своей жизни забрали с собой?

Да, они внесли известный вклад в науку, философию, искусство или политику, но это становится больше достоянием уже других, пока и те не приблизятся к крайнему порогу жизни. Что же остается при самой человеческой личности, когда она покидает наш мир?

Что же человек унесет с собой в вечность?

Из века в век человечество созидало свою культуру, и люди старшие приобщали к этой культуре младших. Без этого нет истории. И, конечно, жизнь имеет значимость, если силы затрачены на приобщение детей всему лучшему, что имеется в мире. Но есть один интересный момент: если каждое поколение полагает смысл своего существования только в воспитании нового поколения, тогда все человечество в целом оказывается в каком-то бессмысленном движении по течению времени в никуда.

Каждое, исчезая, пытается передать что-то, как кажется, лучшее поколению новому, но это новое, так же скоро приблизившись к исчезновению, пытается передать опять что-то лучшее следующему. И в этой эстафете без финиша все исчезают… Где же смысл бытия в целом всех поколений? Об этом ярко пишет современный поэт Евгений Санин. Он описывает кончину парторга — партийного организатора, то есть человека, преданного идеям атеизма и материализма.

 Умирал парторг. Подушку скомкав,
Он твердил, не пряча редких слез:
—      Буду жить я в памяти потомков,
Песнях ветра, шелесте берез!..
Плача, мать поправила подушку,
Предложила, бедная, поесть.
Но спросил со страхом он старушку:
—      Мама, после смерти что-то есть?
—      Да, сынок! Ты — покрестись!
—      Не надо!
Жить еще хочу я, слышишь, ты?!
Не хочу ни рая и ни ада,
Ни кошмарной вечной пустоты!
Медсестра поставила уколы,
Он затих, как лодка на мели.
А затем к нему из новой школы
Мальчики и девочки вошли.
И сказал парторг, подушку скомкав:
—      Проходите, и не нужно слез.
Буду жить я в памяти потомков,
Песнях ветра, шелесте берез!..

Как вам кажется, в чем была основная причина переживаний парторга? Если человек со смертью исчезает полностью, то песни ветра и шелест берез сделают ли его жизнь осмысленной?

Итак, вопрос остается: в чем кроется смысл жизни?

 В чем кроется смысл жизни?

Сам поиск человеком смысла жизни показывает, что смысл этот действительно существует. Корова не думает о смысле ежедневных прогулок на пастбище, и белка не будет столько мучиться над бесцельностью своих действий, когда ее посадят в колесо. Им, как животным, и не нужно этого. Человек же ищет осмысленности своей жизни, ищет так, как будто он потерял что-то для него очень важное.

И, наверное, вы согласитесь, что если вообще существует смысл жизни, он должен иметь прямое отношение к каждой конкретной личности, независимо от ее пола, национальности и возраста.

Более того, мы все находимся перед проблемой: или жизнь в целом имеет свой смысл, и тогда она должна иметь его в каждое мгновение, теперь же, прямо сейчас, а не в мечтах о светлом будущем; или же нынешняя жизнь совершенно бессмысленна, и тогда человек с его душой и чувствами — глубокая ошибка природы.

А как думаете вы?

В древнегреческой мифологии есть сказание о царе Эдипе, который однажды пришел к хитрому Сфинксу, чтобы отгадать его загадку. Сфинкс спросил: «Скажи мне: кто ходит утром на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех? Никто из всех существ, живущих на земле, не изменяется так, как он. Когда ходит он на четырех ногах, тогда меньше у него сил и медленнее двигается он, чем в другое время». Эдип тотчас ответил: «Это человек! Когда он мал, когда еще лишь утро его жизни, он слаб и медленно ползает на четвереньках. Днем, то есть в зрелом возрасте, он ходит на двух ногах, а вечером, то есть в старости, он становится дряхлым и, нуждаясь в опоре, берет костыль; тогда он ходит на трех ногах».

В этом сказании есть глубокий смысл. Этапы человеческой жизни сравниваются с утром, днем и вечером — так быстро они проходят. Но неужели мы появились на свет лишь для того, чтобы менять количество ног, а вскоре перестать ходить вообще?

Само понятие смысла включает в себя разумность, целесообразность, оно означает, что мое существование как личности уже имеет определенную ценность. То, что я родился, живу, что-то делаю, а затем умираю — все это не просто так, оно не должно исчезнуть и оставить после себя одну пустоту. При одной лишь мысли о полном исчезновении в душе каждого из нас возникает глубокий протест: «Не хочу!» И этот протест вполне оправдан. Он ярко свидетельствует о том, что человек изначально не был предназначен для смерти. Разве нам для того лишь дан разум, чтобы осознать неразумность своего бытия вообще? Душа любого на самом деле прекрасно чувствует, что жизнь по-настоящему тогда лишь имеет смысл, когда находит отражение в вечности.

Очевидно, настоящий, истинный смысл жизни состоит только в том, что не исчезнет со смертью человека и что имеет отношение не к другим, а именно и прежде всего к этой конкретной личности, пусть даже расстающейся с земным бытием. Значит, если есть в нашей жизни смысл, то этот смысл действительным может быть только тогда, когда жизнь человека вечная.

И не просто вечная, но когда она причастна тому Доброму, Высшему, Лучшему, слабые отблески которого радуют каждого в его земном пути. Само слово счастье, которого так ищут люди, означает соучастие, одна часть с чем-либо или, вернее, с кем-либо. Так с Кем же человек может быть счастлив, и при этом счастлив вечно?

Теперь представьте, что вы заблудились в лесу (это лучше, чем пустыня Сахара, но все же…) и встречаете человека, который говорит: «Отсюда нет выхода, поэтому ты навсегда обречен остаться в этом буреломе. Давай строить шалаши, украшать себя бусами из желудей и шишек, изучать муравейники. Ведь нам все равно не видать другой жизни». Но вдруг подходит еще человек и говорит: «Поверьте, выход есть. Но чтобы достичь его, надо идти и не привязываться к этим шалашам, бусам и муравейникам. Ведь там нас ждет лучшая жизнь». Итак, может быть, стоит идти?

 Великий поэт Александр Сергеевич Пушкин как-то в трудные минуты написал:

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
 Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?
 Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.

 Строки попали к митрополиту Московскому Филарету (Дроздову; 1782-1867) (один из высших церковных чинов), прозванному Мудрым. И он ответил поэту стихотворением:

Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана,
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена,
Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.
 Вспомнись мне, Забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум —
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светел ум.

Ответ святого митрополита открыл самую суть внутренних мучений поэта. Наверное, здесь можно найти мудрую подсказку, где же кроется смысл жизни. Чтобы эту подсказку понять, подумайте, к кому обращена последняя строфа.

А Пушкин написал благодарное стихотворное послание, в котором есть такие слова:

Я лил потоки слез нежданных.
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.

 Вопросы:

  • Итак, почему же человеку хочется, чтобы в его жизни был смысл?
  • Есть ли, на ваш взгляд, отличие в смыслах существования человека и животного?
  • Что может дать полноту смысла жизни?
  • Как вы думаете, почему в человеческой душе живет желание бессмертия?
  • Кто же способен даровать человеку вечное счастье?

Валерий Духанин

Просмотров (287)

Перейти к верхней панели