17. КРЕСТ И ВОСКРЕСЕНИЕ

(Валерий Духанин, кандидат богословия, преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии)

Есть такая притча. В одном городе жили два товарища. Случилось так, что один из них стал наркоманом. Другой же, напротив, совершенно не пил, не курил, не кололся и посвятил свою жизнь Богу. Однажды ночью к нему забежал весь окровавленный его друг, который, добывая денег на героин, совершил убийство. Сняв окровавленную одежду, он попросился принять ванну, но в это время позвонила милиция и сказала, что ищет убийцу. Тогда, одев чужую окровавленную одежду, вышел к ним друг наркомана. Его судили и приговорили к высшей мере. Наркоман же…

Но здесь остановимся.

Как бы вы отнеслись к подобному благодетелю и спасителю? Надо признать, человек не всегда ценит то, что дается ему и что сделано ради него. Однако поступок пожертвовавшего собою достоин, чтобы спасенный наконец-то решил исправиться. А теперь обратим внимание.

За грехи людей, причем всех людей без исключения, умер не друг не брат, а — Сам Бог. Он для того и стал человеком, чтобы всех искупить от греха. Но почему Христос шел страдать за людей?

Почему Христос шел страдать за людей?

А вы любили когда-нибудь кого-то по-настоящему, искренно, всей душой? Если да, то вы уже знаете: искренно любящий готов положить свою жизнь за любимого. В рассказе И. С. Тургенева «Воробей» описано, как выпавшего из гнезда птенца хотела проглотить собака. Но вдруг с дерев к ней ринулся взрослый воробей, готовый жертвовать собой ради детеныша. Собака никак не ожидала этого и удалилась. Тургенев пишет в заключение: «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь».

Представьте: человек, драгоценный вашему сердцу более, чем весь мир, вдруг подвергся тяжкой болезни и нуждается в переливании крови. Задумаетесь ли вы о самих себе или пожертвуете собственной кровью ради любимого?

Так и Христос, ради спасения людей, шел пролить Свою Кровь. «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою» (1Ин. 3:16).

Вы все не раз видели икону Святой Троицы преподобного Андрея Рублева. Троица символически представлена в виде трех Ангелов, обращенных друг к другу ликами. Они сидят за одним столом, на котором стоит единственная чаша. Это — образ предвечного совета Троицы о создании мира и о спасении людей.

На иконе Ангел слева, символизирующий Бога Отца, благословляет Ангела, сидящего посередине. В предвечном совете решено, что Бог Сын придет в мир для искупления людей. Средний Ангел, символизирующий Сына, склоняет правую руку в благословении над чашей, в которой видна голова тельца — жертвенного животного. Бог Сын готов стать человеком, чтобы нести жертвенное служение. «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20: 28).

На иконе силуэты двух крайних Ангелов образуют собой чашу, в середине которой оказывается средний Ангел. Сын Божий Сам становится Жертвой. Он жертвует Самим Собой ради нас и ради нашей вечной жизни. «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3: 16).

Но почему все должно было быть именно так?

Могли мир терпеть Христа?

А разве может древнее демоническое зло, вошедшее в мир, терпеть святость? Явление Богочеловека на земле, погрязшей в страстях, стало глубоким укором падшему миру. Человек оказался перед выбором: или следовать за Христом и трудиться над искоренением в себе всего злого, или оставаться в прежнем нечестии. Но тогда бытие Христа, воплотившейся Истины, — глубокий укор человеческой совести. Легко ли стерпеть подобный укор?

«Суд же состоит в том, что Свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы. Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы» (Ин. 3: 19-20).

Сейчас эта проблема решается легче: про Христа можно просто не думать, о Евангелии можно сказать, что это миф или сказка. Но когда Господь тридцать лет жил среди людей и три с лишним года вершил Божественные дела, как можно было терпеть это, оставаясь в рабстве лукавому?

…Кто положит душу свою за друзей своих

Иногда задается такой вопрос: мог ли Господь избежать страданий? Как Всемогущий Бог — да. Однажды, когда «слова благодати, исходившие из уст Его» (Лк. 4: 22), удивляли народ, враги в ярости «выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его, но Он, прошед посреди них, удалился» (Лк. 4: 29-30). Спаситель воскрешал и исцелял других. Коварство злодеев было бессильно пред Ним. Неоднократно недруги «искали схватить Его, но никто не наложил на Него руки, потому что еще не пришел час Его» (Ин. 7: 30).

Сын Божий знал, что ожидает Его. Он готовил к этому апостолов, и когда они исповедали Его «Христом, Сыном Бога Живого» (Мф. 16: 16), то «с того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту и в третий день воскреснуть» (Мф. 16: 21). Накануне Своих страданий Господь предсказывает: «Через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие» (Мф. 26: 2). Спаситель знал предателя, знал, кто и когда будет казнить Его, но не пытался скрываться или разрушить планы врагов. Почему?

Тот, Кто принес в мир высочайшую духовную истину: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13), должен был явить ее на Собственном примере.

Спаситель шел добровольно предать Себя в руки злодеев. И это был путь искупления всех людей.

Тайная вечеря

Перед Своими страданиями Господь в кругу двенадцати апостолов устраивает последнюю вечерю.

Вечеря с церковнославянского означает вечерняя трапеза. Тайной она была потому, что Господь совершил ее в кругу только двенадцати учеников, тайно от других людей.

На Востоке существовал обычай, согласно которому слуга омывал ноги своим господам перед трапезой. На Тайной вечере Спаситель принял на Себя обязанности слуги: умыл ноги ученикам и отер полотенцем, которым препоясан Сам. Он показал, что только бескорыстная любовь, смирение и взаимное служение ценны пред Богом.

Душа Христа исполнилась грусти о предстоящей видимой разлуке с учениками. Господь предвидел, что огромный внутренний подвиг, не для всех посильный, необходим будет тем, кто пожелает следовать за Ним.

На вечере присутствовал Иуда. Спаситель скорбел о нем, Он не обличал предателя перед всеми, не пресекал желания его греховной воли. Но скорбь о потерянном ученике, стремление возбудить в нем покаяние вызывают слова Спасителя: «Истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня» (Ин. 13: 21).

Что происходило в душе Иуды? Вся глубина бесчувствия и ожесточения останется адской тайной этого несчастного сердца. Трагедия души предателя выражена простой фразой: «вошел в него сатана» (Лк. 22: 3; Ин. 1: 27). Иуда уходит с самой вечери и спешит к злодеям, которые обещали ему тридцать сребреников.

Приимите, ядите…

Когда остались одни верные, Спаситель взял хлеб, благословил, преломил и, раздавая ученикам, сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое» (Мф. 26: 26). Затем взял чашу и, благословив, подал им со словами: «Пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26: 28).

Покидая людей, Господь оставляет им Таинство, в котором они будут приобщаться Богу теснейшим образом. Христос идет отдать Свое Тело на Крестные муки и пролить Кровь за грехи человека. Его Тело и Кровь становятся Жертвой во спасение людей. Приобщиться к этой Жертве можно, только приняв святые Плоть и Кровь Христа. Вкушающий их обретает единение со Христом; Господь такого человека освящает, избавляет от всякого греха и вечной смерти.

Необходимо сказать, что Спаситель для этого Таинства использовал не пресный иудейский хлеб, но, как сказано в греческом подлиннике Евангелия, «Иисус взял хлеб» — по-гречески артос, то есть «хлеб поднявшийся», вскисший на дрожжах, в отличие от аксимон— «пресный хлеб». Господь употребляет такой хлеб как символизирующий жизнь, в противоположность пресному хлебу — символу бездвижности, мертвости.

Действием Божественной силы хлеб и вино стали подлинными Телом и Кровью Спасителя, хотя и сохраняли прежний вид. Так тварному, ограниченному и немощному существу человека предложено святое, животворящее человеческое естество Христа, соединенное с Его Божеством.

«Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22: 19), — завещает Спаситель. Он скоро отходит в иной, духовный мир, но ученики Его будут вступать с Ним в таинственное общение через вкушение Тела и Крови Его, воспоминая прежнее телесное соприсутствие Учителя — Господа Иисуса Христа — с ними.

Ланчанское чудо

В VIII веке по Р.X. в церкви итальянского города Ланчано совершалось Таинство Евхаристии. Служивший Литургию священник вдруг стал сомневаться, действительно ли под видом хлеба и вина скрываются Тело и Кровь Господни.

Он гнал от себя сомнения, но они возвращались вновь и вновь. Действительно, почему мы должны верить, что хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христа, когда внешне Они нисколько не изменяются? Может, это только воспоминание о Тайной вечере?

Священник произносил святые слова молитв, а сомнения продолжали мучить его. Да, Бог может все, но станет ли Он совершать то, что было на Тайной вечере, ради нас, грешных?

Внутренняя борьба служителя алтаря,  терзавший его вопрос вдруг получили нежданный ответ. Преломляя освященный Евхаристический Хлеб, священник увидел в своих руках нечто другое — и крик изумления огласил церковь. В руках совершителя Литургии находился тонкий срез Плоти, напоминавший мышечную ткань тела человека. А в чаше видна была густая алая кровь.

Присутствовавшие монахи окружили священника, он открыл им бывшие сомнения своего сердца, а затем погрузился в долгую покаянную молитву.

С тех пор в городе Ланчано хранятся чудесные Плоть и Кровь, ставшие явно видными во время Литургии. Веками в Ланчано тянутся вереницы паломников. Затем на чудо обратила внимание наука. С 1574 года над Святыми Дарами ведутся опыты и наблюдения, а с 1970-х годов они проводятся на экспериментальном уровне. Профессор медицинского факультета Сиенского университета Одоардо Линоли, крупный специалист в области анатомии, паталогической гистологии, химии и клинической микроскопии, проводил с коллегами исследования в ноябре 1970 и в марте 1971 года.

Одновременно этим же занимался профессор анатомии Сиенском университета Руджеро Бертелли. Повторные эксперименты проводились в 1981 году с применением более совершенной аппаратуре и с учетом новейших научных достижений. Исследователи пришли к таким выводам. Святые Дары представляют подлинные человеческие плоть и кровь. Плоть является фрагментом мышечной ткани сердца, содержит в сечении миокард, эндокард и блуждающий нерв. Кровь находится в виде пяти свернувшихся, затвердевших шариков! Она содержит протеины и минералы в нормальных для человеческой крови процентных соотношениях. И Плоть, и Кровь относятся к одинаковой группе крови: АБ. Причем к той же группе относится Кровь обнаруженная на Туринской плащанице.

Ученые с удивлением отметили тот факт, что двенадцать веков Плоть и Кровь, без всякой искусственной защиты, сохраняются при воздействии физических, атмосферных и биологических факторов. Кровь, будучи приведена в жидкое состояние, обладает свойствами! свежей крови и остается пригодной для переливания.

Удивительно и то, что каждый из шариков свернувшейся Крови, взятый отдельно, весит столько же, сколько все пять вместе.

Прощальная речь

Преподав апостолам драгоценный таинственный Дар, Господь произнес прощальную: речь (Ин. 13: 13-16).

В эту ночь, когда силы ада сгустились в мрачном желании погубить Спасителя, Христос видит грядущие плоды Своих Крестных страданий: «Ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем» (Ин. 13: 31). — Муки Господа за людей повлекут Его славу. Почему? Потому что «быть преданным смерти и победить смерть — это действительно великая слава» (святой Иоанн Златоуст). Благодаря страданиям Спасителя человечество будет искуплено от ада? и смерти. Свое Воскресение Господь принесет человеку в дар.

А людям, для принятия этого дара важно исполнить самое главное «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга».

Чистая, бескорыстная, самоотверженная любовь отличит человека, близкого Богу, — христианина.

Господь видимым образом покинет мир, когда откроет человеку путь к Небу. Порой ученикам Христовым будет казаться, что они оставлены, что огонек любви и веры попирается холодом мира. Нос «Да не смущается сердце ваше… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня». Кто встал на путь веры Христовой, тот обрел смысл жизни; душа уже не станет болеть — сама Истина — Господь просвещает ее. Во Христе, воплотившемся Боге, человек встречает Того, Кто дарует вечную жизнь.

«Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю», — имя Христа будет творить чудеса, какие вершил Сам Господь во время Своей земной жизни. Но для этого важно хранить любовь ко Господу, а проявление любви — верность заповедям Его: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди».

Ученикам Спасителя будет дана благодать Духа Святого, Который по отшествии Сына Божия станет приобщать людей ко спасению: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины».

«Мир Мой даю вам», — благодатный мир уравновесит все силы человеческого духа, внесет гармонию во внутреннюю жизнь, успокоит Душу. И хотя христианин встретит много испытаний и тягот, Господь не оставит его Своей любовью и помощью: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир».

Ходатайство о всех

Затем Спаситель произнес молитву Богу Отцу. В ней выражена Его святая, Божественная любовь как к Небесному Отцу, так и к людям, ходатайство о тех, кто последует за Ним: «Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа… Отче Святый! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы… Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. Они не от мира, как и Я не от мира. Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина. Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир. И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною. Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня. Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира. Отче праведный! И мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня. И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них» (Ин. 17: 1-3, 11, 15-26).

Гефсиманский подвиг

По совершении Тайной вечери Господь прошел с учениками в Гефсиманский сад. Здесь явившемуся на земле Добру надлежало предать Себя в руки злодеев. Вы помните, кто из апостолов был на Фаворе свидетелем славы Христа. Теперь им предстояло увидеть и Его уничижение.

Спаситель вместе с Петром, Иоанном и Иаковом отошел на некоторое расстояние от других и «начал скорбеть и тосковать» (Мф. 26: 37). Христос предощущал глубину грядущих страданий. Тень Крестных мук, физической немощи, злорадства кровожадной толпы людей и демонов надвигалась на Его святую, чистую душу.

«Душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною» (Мф. 26: 38), — обращается Господь к апостолам. Настала минута испить чашу немощи и мук.

Отойдя еще немного, Спаситель «пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39).

В саду Гефсиманском стоял Он один,
Предсмертного мукой томимый.
Отцу всеблагому в тоске нестерпимой
Молился страдающий Сын.
А. Апухтин

Молитва эта была столь напряженной, что на лице Христа обильно выступил кровавый пот. Согласно свидетельству врачей, такое бывает при чрезвычайных душевных страданиях, когда капилляры, находящиеся ближе к коже, рвутся, и кровь проступает наружу вместе с потом. В таком состоянии человек теряет много сил. Божественная сила Христа словно отступает, скрывает свое присутствие. Поэтому «явился Ему Ангел с небес и укреплял Его» (Лк. 22: 43).

Кто осмелится сказать, что знает все происходившее в душе Христа в час предания Его на Крестный подвиг? О чем так тяжко скорбел в Гефсиманском саду воплотившийся Сын Божий?

Нет сомнений, Спаситель знал, что Он идет на смерть ради жизни людей. Но смерть вступила в свои права над людьми по причине греха. Мы потому и умираем, что причастны падшему естеству прародителей. А Христос безгрешен, чист, как первозданный Адам, поэтому не должен был умереть по необходимости. Смерть для святой, соединенной с Божеством человеческой природы Христа — явление противоестественное. Да и всему живому свойственна боязнь смерти. Поэтому душа Спасителя волнуется, предчувствуя смерть.

Господь шел принять не просто смерть, а страдания за грехи человечества. Чашу адских мук, полагавшихся падшим людям, должен был до дна выпить Спаситель. Душа Безгрешного содрогалась, предощущая вкус этой чаши. Скорбь Господа усиливалась от осознания ожесточения людей, их неразумия и неблагодарности. Христос предвидел, что, хотя Он страдает за грехи всех, однако не все решатся оставить собственные грехи и обратиться к Нему.

Но в этом подвиге человеческая воля Христа не колеблется ни секунды. Она следует воле Бога Отца: «Не как Я хочу, но как Ты». Молясь во второй и третий раз, Христос говорит: «Отче Мой! Если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя» (Мф. 26: 42, 44).

Предательский поцелуй

Но было все тихо во мраке ночном,
Но спали апостолы тягостным сном,
Забыв, что грозит им невзгода;
И в сад Гефсиманский с дрекольем, с мечом,
Влекомы Иудой, входили тайком
Несметные сонмы народа!
А. Апухтин

Апостолы, утомившись, заснули; чрезмерная печаль ослабила их силы. «Вы все еще спите и почиваете? — обращается к ним Спаситель. — Вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников» (Мф. 26: 45). Появляется Иуда и с ним множество римских воинов и слуг иудейской элиты.

Предатель, желая произвести все тайно, дал такое указание пришедшим с ним: «Кого я поцелую, Тот и есть; возьмите Его и ведите осторожно» (Мк. 14: 44). Но коварство не может укрыться. Поцеловав Спасителя, Иуда слышит кроткий вопрос: «Целованием ли предаешь Сына Человеческого?» (Лк. 22: 48).

Приблизившихся людей Господь спрашивает прямо: «Кого ищете?» Они ответили: «Иисуса Назорея». — «Это Я» (Ин. 18: 4, 5), — открыто и громко сказал Господь. Пришедшие думали до этого взять Спасителя хитростью. Они не ожидали такого прямого, искреннего ответа. В словах Христа проявилась Божественная, небесная сила духа, и она произвела на пришедших необыкновенное, потрясающее действие — «они отступили назад и пали на землю» (Ин. 18: 6).

Когда злодеи пришли в себя, Спаситель Сам обращается к ним: «Я сказал вам, что это Я. Итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть идут» (Ин. 18: 8). Господь проявляет заботу более об учениках, чем о Себе. И действительно, никто из апостолов не был схвачен.

При этом Петр проявил неумеренную ревность — отрубил мечом ухо одному из пришедших. Но Господь тут же, «коснувшись уха его, исцелил его» (Лк. 22: 51).

«Возврати меч твой в его место, — сказал Спаситель Петру, — ибо все; взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26: 52). Это закон Божественной правды: кто желает лишить другого жизни, тот сам не избегнет наказания. Истина не физическим оружием защищается. Спаситель продолжил: «Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» (Мф. 26: 53). Римский легион — самый большой отряд, заключавший в себе около 10 000 воинов. То есть несметное число ангельских сил встало бы на защиту своего Владыки, если бы Он не предавал Себя на страдания добровольно.

«Как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня! — обратился Господь к иудеям. — Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук; но теперь — ваше время и власть тьмы» (Лк. 22: 52-53).

Тогда жалкие рабы тьмы взяли Господа и предали своему суду.

Осуждение Невинного

Христа осудили как врага народа, как врага императора и как врага религии. Поспешно собирались лжесвидетельства, наскоро вершились формальности  суда.  Блюстителей земного правосудия мало интересовало, виновен ли Подсудимый, — они просто не могли терпеть Того, Кто пришел с Неба. Со злорадством и мрачным самодовольством о Богочеловеке было сказано: «Он богохульствует» (Мф. 26: 65).

Но самым удивительным оказалось другое. Простой народ, столь почитавший Спасителя за Его чудеса и учение, народ, который был даром насыщаем, исцеляем и воскрешаем Господом, во множестве собравшись перед судебной палатой, на вопрос Пилата, отпустить ли Христа, закричал: «Да будет распят» (Мф. 27: 22-23).

Люди, которых так трудно объединить на созидание, творчество, на любое доброе дело, нашли единство в страшном, безумном крике: «Смерть Ему!» (Лк. 23: 18). Человечество вынесло приговор Источнику жизни, пришедшему на землю для спасения людей.

Да и могла ли воплотившаяся Истина избежать страданий, когда мир раболепствует перед ложью и злом? Каждый, кто бы он ни был, когда бы и где бы ни жил, если сознательно совершает грех, если избирает грех как принцип жизни, уже сам себя поставляет в ту толпу, которая кричала: «Распни Его!» (Мк. 15: 13).

Терновый венец

Христа подвергли истязаниям. Для этого был собран целый полк воинов. Спасителя раздели, привязали к столбу в наклонном положении и стали бить плетками, в концы которых были вдеты острые костяные и металлические шарики. От подобных ударов кожа на теле разрывалась. Кровь обильно текла из ран. Не все, подвергаемые такому наказанию, оставались живы. Господь претерпел эту пытку.

Воины, злобно насмехаясь над Ним, надели на Него багряницу, то есть военный плащ красного цвета, подобный тем, какие надевали цари и высшие военачальники. На голову Спасителя возложили венец, сплетенный в виде шапки из колючего терновника, в руки дали трость — это должно было изображать царские венец и скипетр. Издевавшиеся брали трость из рук Господа и били Его по голове — тогда  длинные колючки тернового венца впивались глубже и ранили сильнее. «И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие» (Мф. 27: 31). На Господа возложили крест, на котором хотели распять Его, — так было принято, что всякий осужденный сам должен был нести крест свой, или его верхнюю перекладину, к месту казни.

Христа привели к Голгофе — невысокому холму вне стен Иерусалима. По преданию, здесь был погребен прародитель Адам, непослушанием которого человечество лишилось Рая. Здесь же послушанием Нового Адама надлежало совершиться спасению людей.

Спасителю перед казнью предложили выпить вино, смешанное со смолой, — напиток едкий и горький, одурманивающий и притупляющий чувства. Его подавали осужденным на распятие, чтобы смягчить мучительность страданий, но Господь отказался от этого.

Распятие

Распятие — по свидетельству древних, ужаснейшая из казней и, вместе, казнь позорная. На нее осуждались самые тяжкие преступники. Страдания распинаемого были велики и невероятно мучительны. Гвозди, причем граненые, с зазубринами, вбивались в область запястья. Они пронзали нервные узлы, одно прикосновение к которым — страшнейшая боль. Пригвожденные руки оказывались на кресте выше уровня плеч, и тяжесть верхней половины тела приходилась на грудь. Кровь устремлялась туда и застаивалась в мышцах грудного пояса. Постепенно мышцы начинала сводить судорога, грудная клетка сдавливалась — распятого мучило удушье. Дышать было возможно только опираясь на ноги, также пробитые гвоздями. Хотя руки и ноги дополнительно привязывались, раны от гвоздей раздирались все больше, а каждое движение отзывалось ужаснейшей болью. Мышцы деревенели, от кровоточащих язв в теле распространялся жар, невыносимая жажда мучила распятого. Смертельные страдания иногда длились до трех суток и более.

Можно ли перечесть все муки, которые испытывал медленно умирающий на кресте?

На эту казнь и предали Господа Иисуса Христа.

Его распяли вместе с двумя разбойниками, кресты которых поставили по обе стороны Креста Спасителя.

Но в этот страшный момент, когда пригвождали Господа к» Кресту, из уст Его исходят слова удивительной силы и смысла: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23: 34). Оказывается, в душе Спасителя нет ни капли ропота или протеста, в ней совершенно нет смущения или малодушия. В этот миг, когда злорадство врагов добра и правды достигает предела, когда злодею торжествуя, открыто смеются: «Других спасал, а Себя Самого на может спасти! Если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с Креста, и уверуем в Него» (Мф. 27: 42), — Сам Господь по-прежнему пребывает на небесной высоте смирения, хранит неизреченную любовь к врагам.

Лукаво выданный Своим учеником,
Он был жестокому подвергнут поруганью:
Увенчан тернием, и предан бичеванью,
И осужден на смерть неправедным судом,
И был Он на Кресте позорно пригвожден.
Обагрена земля божественною кровью,
Но с высоты Креста изрек прощенье Он,
Учивший воздавать за зло любовью.
А. Крымов

«Прости им… не знают, что делают», — обращается Христос к Богу Отцу. Ради неразумного человечества, ради этих же распинателей! Господь и взошел на Крест. Он страдает, дабы явить окончательную победу над грехом в нашем мире.

Зададимся вопросом: на чем держится грех? Ответ ясен: начало, вершина и крепость греха — гордыня. А Господь, будучи несправедливо осужден, принимает страдания добровольно и терпит их без капли ропота, смущения, самооправдания. В этих муках на высоте оказываются любовь и смирение — дьявол с его страхами, возмущениями, кознями ниспровергнут к глубинам преисподней.

Природа состраждет

Окружающая природа, чувствуя происходящее, словно живая, состраждет своему распятому Творцу «Сделалась тьма по всей земле ибо «померкло солнце» (Лк. 23: 44, 45). Это необычное затмение, при котором солнце не закрывалось никаким другим небесным телом, длилось три часа. Об этом затмении свидетельствует римский астроном Флегонт. Солнце скрывает свой свет тогда, когда на земле страдает «Свет истинный» (Ин. 1:9).

Но не только солнце состраждет Крестному подвигу Господа. Один из распятых разбойников сквозь собственную боль обретает веру во Христа, с ним происходит духовное перерождение. Безвинность, сила смирения и глубина любви Спасителя производят на разбойника такое впечатление, что в немощном, распятом, страждущем Христе он узнает Подателя вечной жизни: «Помяни меня, Господу когда приидешь в Царствие Твое!» (Лк. 23: 42). Так Любовь, простершаяся до Креста, рождает первый плод Собственной Жертвы. «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23: 43), — отвечает Спаситель.

Полнота любви

Может ли человек объять полноту любви Божией? — Не может. В своем сердце люди способны отражать лишь малые доли той любви, которую имеет Господь. При Кресте стояли те, кто наиболее любил Христа. Это Его Пречистая Матерь и ближайший ученик апостол Иоанн Богослов. Они не испугались, что их могут узнать и схватить как последователей Христа. Здесь, когда Тот, Кого они любят более всего в этом мире, распят на Кресте, они предстоят Ему со вся верностью и искренностью.

Но любовь Самого Христа при этом безмерно покрывает их любовь в муках Распятия Спаситель проявляет удивительную заботу о них – поручает апостолу Иоанну охранение на земле Своей Матери, а его самого усыновляет Богородице. «Се Матерь твоя» (Ин. 19: 27) – обращается Христос к ученику. В лице апостола Пречистой Деве усыновлен весь христианский род. Отныне верующие имеют Ходатаицу на небесах. И как в тот день Дева Мария стояла в скорби перед Христом распятым, так ныне Она предстоит Ему в Его небесной славе.

Тайна Креста

Тайну Крестной Жертвы и любви Спасителя не вместит ни рассудок, ни сердце человека. Страдания Христа были не просто физической болью, хотя бы и до неимоверности ужасной. Господь на Кресте воспринимает всю нашу боль — страдает за наши грехи. Он переживает духовные муки, полагающиеся всему человечеству как итог нашего отпадения от Бога.

Здесь есть смысл сделать важное уточнение. Человеческой природе ! свойственно стремиться к Богу, к Его свету и добру — в этом для человека счастье. Удаление от Бога мучительно для нас. И состояние греха есть глубокая мука души в ее отчуждении от Господа. Итог греха как свободного акта отвержения Бога — мука богооставленности. Мы все терпим в жизни определенную меру страданий, и терпим заслуженно, как грешники, удалившиеся от Небесного Отца. А Спаситель не имел греха, в Нем Божество и человечество соединены теснейшим образом. Потому Христос страдал не за Себя, а за нас.

Господь — безграничная Любовь к человеку. Он добровольно принимает муку нашей богооставленности, итог наших грехов. На вершине Крестного подвига из уст Спасителя исходит возглас: «Боже мой! Боже мой! Для чего Ты Меня оставил?» (Мк. 15: 34). Нет, Бог Отец не оставил Сына, и человеческое естество Христа не совлеклось сияния святости, но во Христе Божество на время словно скрывает Свое присутствие, дабы Христос по Своему человечеству принял муку за наши грехи. На Кресте Спаситель переживает слитые воедино страдания всего мира. Всю адскую мощь греха Он уничтожает в Самом Себе. Так совершается победа над грехом. «Совершилось!» (Ин. 19: 30), — возглашает Спаситель, знаменуя, что смирение Божественной любви совершило духовное избавление мира.

Смирение до смерти

«Отче! в руки Твои предаю дух Мой», — обращается Христос к Богу Отцу (Лк. 23: 46). Смерть не властна над Богочеловеком, она не в силах прийти и взять душу Спасителя в свои ледяные объятия. Всесильный Сам изволяет принять кончину. Господь являет любовь к человеку до Собственной смерти. При этом в лице Христа дух человека впервые, разлучаясь с телом, предается не властителю ада, а Небесному Отцу.

Завершается Крестный подвиг. Спаситель, «преклонив главу, предал дух» (Ин. 19: 30). Господь претерпел реальную физическую смерть. Его пречистая душа разлучается с телом. Природа, ощущая совершившееся, состраждет смерти Господа сильнейшим землетрясением. Что-то необычное воцаряется в мире, так что «весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь» (Лк. 28: 48).

Быстрая смерть Христа вызвала у властей удивление, и один из воинов, желая, видимо, удостовериться в происшедшем, пронзил тело Господа копьем. Из раны истекли кровь и вода. Апостол Иоанн, как непосредственный свидетель, специально указывает на данный факт (Ин. 19: 31-37).

Близкие Спасителю люди просили отдать им Тело Господа для погребения. Им позволили: святое Тело было умащено ароматный, составом из смирны и алоя, обернуто плащаницей (погребальный полотном) и положено недалеко в саду, в пещере, высеченной в скале Огромный камень закрыл вход в пещеру.

Иудейские власти, остерегаясь похищения тела, наложили на камень печать и установили возле пещеры пост охраны.

Туринская плащаница

(В данном случае мы опираемся на сведения священника Глеба Каледы, который суммировал и обобщил различные научные данные о Туринской плащанице.)

В итальянском городе Турине в соборе святого Иоанна Крестителе хранится большое полотно длиной 4,3 метра, шириной 1,1 метра. Полотно древнее, на его желтовато-белом фоне выделяются пятна коричневых тонов. Издали в них можно распознать очертания человеческой фигуры и мужского лица с бородой и длинными волосами Согласно свидетельству церковного предания и выводам большинства научных исследователей, это та самая Плащаница, в которую были обернуто тело Христа при погребении.

История не оставила точных сведений о Плащанице в первые три века. Христианство тогда подвергалось гонениям, святыни и предметы христианского культа уничтожались, о Плащанице не могли говорить открыто. Но нельзя сказать, что Плащаница оставалась без внимания со стороны последователей Христа. Она передавалась от Ученика к ученику. Когда же христианство восторжествовало в IV веке появляются многочисленные сведения о Плащанице. Мы остановимся! на некоторых.

К V веку святыня была перенесена из Палестины в Византию. Известно, что в 436 году сестра императора Феодосия II святая Пульхерия поместила Плащаницу в храм Пресвятой Богородицы во Влахерне близ Константинополя. Но в VII веке святыня возвращена в Иерусалим, так как столица Византии была охвачена иконоборчеством, при котором уничтожались любые священные изображения. В 640 году Арнульф, епископ Галльский, описывая свое паломничество в Иерусалим, упоминал Плащаницу и указывал ее точные размеры. В VIII веке святой Иоанн Дамаскин отзывался о Плащанице как об одном из предметов христианского поклонения. В начале IX века о пребывании святыни в Иерусалиме свидетельствовал Епифаний Монако.

В конце XI века сведения о Плащанице вновь идут из Константинополя. Император Алексий Комнин в письме к Роберту Фландрскому упоминает, что «среди наидрагоценнейших реликвий Спасителя у него находятся Похоронные Полотна, найденные в гробу после Воскресения». Настоятель Исландского монастыря Николай Самундарсен в своем «Каталоге Царьградских Реликвий» за 1137 год упоминает об «окровавленной Плащанице Христовой». Епископ Вильгельм Тирский сообщает, что в 1171 году император Мануил Комнин показывал ему и Иерусалимскому королю Аморину I святую Плащаницу Христа, хранившуюся тогда в базилике Буклеона в Константинополе.

Сохранилось достаточно ценное свидетельство Николая Мазарита, спасшего Плащаницу от огня во время бунта императорской гвардии в 1201 году: «Похоронные Ризы Господни. Они из полотна и еще благоухают помазанием; они воспротивились разложению потому, что закрывали и одевали нагое, миррой осыпанное, Тело Бесконечного в смерти». Мазарит поразился тем, что Христос изображен на Плащанице нагим, подобной вольности не допустил бы никакой христианский художник.

Плащаница исчезает из Константинополя во время взятия города крестоносцами в 1204 году. Летописец IV Крестового похода (около 1202 года) Роберт де Клари так отзывается о святыне: «Среди других был монастырь, известный под именем Пресвятой Девы Марии Влахернской, где хранилась Плащаница, которой наш Господь был обернут. Каждую пятницу эта Плащаница была выносима и поднималась для поклонения так хорошо, что было возможно виден лик нашего Господа. И никто, будь то грек или франк, дальше не знал, что случилось с этой Плащаницей после разгрома и расхищения города».

Данное свидетельство не поставило точку в истории Плащаницы. В XIV веке Плащаница находится под Парижем в местечке Лирев у графа Жоффруа де Шарни. Затем она оказывается в руках Савойской династии и хранится в специально для нее построенном храме в городе Шамбери. Трижды святая Плащаница горела и сохранялась чудом — на ней остались следы этих пожаров, в том числе следы капель расплавленного серебра, прожигавших ткань (святыня часто хранилась в серебряном ковчеге). В 1508 году перед толпами народа Плащаницу долго кипятили в масле, мыли, много терли, чтобы доказать ее нерукотворность. И действительно, изображение не было уничтожено. С 1578 года Плащаница находится в городе Турине.

Человечество не обратило бы столь пристального внимания на данную святыню, если бы в 1898 году не произошло одно удивительное событие. В Париже проходила Международная выставка религиозного искусства. В экспозиции была представлена и Плащаница как плохо сохранившееся произведение древних христианских художников. Перед самым закрытием выставки Плащаницу решили сфотографировать. Археолог и фотограф-любитель Секондо Пиа сделал два снимка, а вечером решил их проявить.

Один снимок оказался испорченным, а негатив другого снимка, размером 60 х 50 сантиметров, представил удивительную картину Секондо Пиа увидел позитивный фотографический портрет Христа неземной красоты и благородства. «Святая Плащаница Христова. – размышлял он, — сама каким-то невообразимым образом представляет собою фотографически точный негатив; да еще с огромный духовным содержанием! Этой святой Плащанице, этому удивительному в человеческий рост негативу гораздо больше тысячи лет. А ведь нашей-то новоизобретенной фотографии всего лишь 69 лет!.. Тут, в этих коричневых отпечатках из Гроба Господи», кроется необъяснимое чудо».

Десятки лет были положены на изучение Туринской плащаницы. Ее снимали в различных лучах спектра от рентгеновского до инфракрасного излучения. Над ней трудились физики, химики, ботаники, палеоботаники, анатомы, врачи, судебно-медицинские эксперты, криминалисты, искусствоведы, археологи, историки, нумизматы. Созывались специальные конгрессы. Множество ученых, благодаря данным исследованиям, обратились к вере в Бога. И всеобщим научным убеждением стало то, что Туринская плащаница несет на себе признаки глубокой древности, а изображение Спасителя на ней не является произведением художника, то есть оно — нерукотворно.

«Всякий, кто знаком с ликом, отпечатавшимся на Плащанице, не может не задуматься над этим явлением. Умершее лицо Того, Кто был в этой пелене и Чей образ отпечатался на ней, — одновременно и мертвое, и живое. Оно не просто мертво, оно «не спит вечным сном: оно мертво в результате страшных страданий; оно изуродовано, избито, покрыто каплями крови, текущими из-под волос; оно — незабываемо в своих мучениях, следы которых покрывают все тело и спереди, и сзади. И одновременно этот лик источает удивительный мир и покой. Лицо Обвитого пеленой «спит» в тихом сиянии любви, точно всех этих столь ясно видимых жутких страданий и не было. В этом смысле здесь наблюдается полное внутреннее противоречие, в котором одновременно присутствуют и смерть, и жизнь!». Епископ Василий (Родзянко).

Материя Плащаницы представляет из себя льняное полотно, тканное зигзагом 3 на 1. Такая ткань, получившая название «дамаск», изготовлялась на Ближнем Востоке, например в Сирии, со II века до Р. X. по конец I века по Р. X. В более ранние или поздние времена подобные ткани неизвестны. Ткань «дамаск» была весьма дорогой, и то, что именно она использовалась для Плащаницы, вполне согласуется с повествованием Евангелия о состоятельности Иосифа из Аримафеи, решившего погребсти Тело Христа (Мф. 27: 57-60).

На Плащанице сохранились отпечатки двух монет, которыми, согласно древнему обычаю, были покрыты глаза Претерпевшего смерть. Знаменательно, что данные монеты оказались крайне редкими, они чеканились только около 30 года по Р. X. Здесь надпись «император Тиберий» сделана с ошибкой. В различных коллекциях было обнаружено еще пять подобных монет.

Пыльца, собранная с ткани Плащаницы, подтверждает пребывание Полотна в Палестине и последующие переносы его в Византию и Европу. На Плащанице совершенно отсутствуют следы красок связанных с изображением. К тому же пропорции изображения идут вразрез с правилами средневекового искусства. Тело запечатлено слишком реально — в этом плане Плащаница уникальна.

Изображение на Полотне является негативом, причем идеально правильным по тонам в зависимости от расстояния и т. п. Спина и средняя часть Тела настолько симметричны и правильно совпадаю! что становится ясно: это отпечаток одного Тела, одновременно полученный.

Наконец, само изображение на Туринской плащанице полностью соответствует евангельскому повествованию о страдания крестной смерти и погребении Христа, а порой дополняет и уточняет это повествование. По заключению судебно-медицинских экспертиз, на теле Умершего было множество прижизненных кровоточащих ран от тернового венца, от избиения бичами и палкой. Терновый венец представлял из себя не один ободок из колючи терний, но сплошную шапку, покрывавшую своими шипами голову Спасителя. Христа били палками по голове, перебили переносицу. Били Господа и бичами. Его привязали за вздернутые руки к столбу и били сначала по спине, а затем по груди и животу. Удалось установить, что бичевали два воина: один высокого, другой более низкого роста. Бичи имели по пять концов, в которых были зашиты грузила: так плети крепко охватывали тело, а одергиваясь, рвали кожный покров.

Плащаница запечатлела на правом плече Спасителя глубокий след от тяжелого бруса Креста, который Он нес к месту казни. Господь неоднократно падал под тяжестью ноши — так было разбито колено, а тяжелая балка Креста ударяла Спасителя по спине и ногам.

Гвозди были вбиты не в ладони, как обычно изображается в религиозной живописи, а в запястья. Стоит заметить, что след от гвоздей на Плащанице точно соответствует форме и размерам гвоздя, хранящегося в церкви Святого Креста в Риме, как одного из тех гвоздей которыми был распят Христос.

Туринская Плащаница отражает посмертные излияния от прободения копьем, которое, по мнению врачей, пронзило плевру, легкое и повредило сердце. Есть следы излияния Крови в момент снятия с Креста и положения Тела Господа на Плащаницу.

Но помимо этих свидетельств, поражающих умы ученых, есть еще одно, буквально потрясающее душу каждого, кто серьезно углубился в изучение Плащаницы. Все исследования сводятся к тому что Христос через некоторое время буквально прошел сквозь Плащаницу, не разворачивая ее!

Судебные эксперты-медики остановились перед ясным выводом: посмертный процесс прекратился менее чем через 40 часов, иначе все отпечатки расплылись бы до неузнаваемости. Более того, Тело Распятого отделилось от всех кровяных сгустков, затвердений сукровицы и околосердечной жидкости, не потревожив ни одного из них. Но каждому известно, что отделение ткани от присохшей раны крайне затруднительно. Само запечатление Тела Господа на материи совершилось каким-то сверхъестественным, чудесным способом, сопровождавшимся озарением ярчайшего света, исшедшим от Тела в еще завернутой ткани.

Каким же образом Тело Христа исчезло из Плащаницы без ее разворачивания, без отрыва множества ран от ткани и с оставлением образа Своих страданий за грехи людей на материи?

Поражение смерти

Смерть Господа на Кресте не была торжеством смерти. Да, Спаситель реально умер как человек — Его душа покинула тело. Но Господь принимает человеческую смерть, чтобы окончательно и победоносно разрушить ее господство.

Что такое смерть?

Сама по себе она не есть что-то самостоятельное, бытийное. Она не создана Богом. Изначально человек был наделен даром жизни. А утрата этого дара и есть смерть.

В грехопадении люди потеряли единство с Духом Божиим, и, как следствие, естество наше стало разрушаться до полного разъединения души и тела с истлением последнего. Победить смерть (это разрушение жизни) можно только воссозданием бытия человека Божественной силой.

Человеческое естество Христа проникнуто Святым Духом с момента Воплощения. Господь изволил принять смерть, чтобы преодолеть ее в Самом Себе и возвратить людям дар вечной жизни.

Смерти дозволено вступить в человеческое бытие Христа, но там она не находит себе места; смерть бежит оттуда, где нет греха и где — Источник жизни. Душа и Тело Христа даже по разлучении остаются проникнуты Духом Святым, они по-прежнему едины в Божестве Спасителя. Лед смерти растапливается огнем Божественной жизни. Происходит единственное и неповторимое событие во Вселенной — Христос воскресает из мертвых, воскресает Своей Собственной силой.

Бессилие ада

Когда тело Господа еще лежало бездыханным в пещерной гробнице, Его душа победоносно нисходила во ад. Если у вас спросят, а в чем больше всего выражается любовь Бога к людям, то ответьте: за человеком Бог идет к глубинам ада. Не Всевышний осуждает человека в преисподнюю, туда нас влекут наши собственные грехи.

Ветхозаветные святые томились в преисподней в ожидании Спасителя. Наконец, в обитель смерти входит Жизнь — и адский мрак разгоняется светом Христа. И все, кто еще на земле искал этот Свет, теперь приняты в его объятия.

Но не только святые были освобождены от мрачных уз. Кто только осознал необходимость в Спасителе, раскаялся в своих грехах и ждал избавления свыше, — был принят Христом.

Господь принимает истомившиеся души Адама и Евы, которые первые лишились богообщения, но дольше всех ждали его возобновления. Бесчисленный сонм душ выводится Господом из преисподних темниц к свету небесных обителей. Тирания дьявола разрушена; бесы, видя происшедшее, застыли в трусливом изумлении и ужасе.

Свет Воскресения

Тем временем на земле близкие Спасителю люди безутешно оплакивали Его кончину. Ученики пребывали в великом страхе — могли ведь схватить и их. Однако нашлись такие, кто решил открыто прийти к гробнице Христа. Это женщины. Они искренно служили Господу при Его жизни, они же не испугались присутствовать на Голгофе. И теперь их душа скорбела, что тело Господа было погребено поспешно — они не приняли участия в помазании Его миром по полному иудейскому обычаю.

Господь умер в пятницу вечером. Субботу же, согласно Ветхому Завету, надлежало соблюдать в полном покое. Поэтому после субботы, в первый день недели по календарю иудеев, рано утром женщины поспешили ко Гробу. Но произошло невероятное: гробница, которую закрыли тяжелым камнем, на которую власти наложили печать и к которой приставили охрану, чтобы не похитили Тело Христа, оказалась открытой.

Пришедшие никак не ожидали увидеть подобное, но следующее за этим оказывается еще более поразительным. Женщинам являются два ангела и говорят: «Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес» (Лк. 24: 5-6). Эти слова, пришедшие из мира ангельского, озарили радостной, светлой вестью:

Христос воскресе

В день Пасхи, радостно играя,
Высоко жаворонок взлетел,
И, в небе синем исчезая,
Песнь Воскресения запел.
И песнь ту громко повторяли
И степь, и холм, и темный лес.
«Проснись, земля, — они вещали, —
Проснись: твой Царь, твой Бог воскрес!
Проснитесь горы, долы, реки!
Хвалите Господа с небес!
Побеждена Им смерть вовеки!
Проснись и ты, зеленый лес!
Подснежник, ландыш серебристый,
Фиалка — зацветите вновь
И воссылайте гимн душистый Тому,
Чья заповедь — любовь».
Кн. Горчаков

Весть о Воскресении Иисуса Христа быстро распространяет среди учеников. Они еще не могут поверить, но предощущение чего-то нового, отрадного, неизреченного воцаряется в их душах.

Близкие Христу люди в разное время посещают Его гробницу Апостолы Петр и Иоанн входят в открытую пещеру и видят, что плащаница лежит сложенной, а рядом плат, которым была обернута голова Христа.

Как же был отвален камень от Гроба?

Об этом повествует только один евангелист Матфей: «На рассвете… сделалось великое землетрясение: ибо Ангел Господень сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег. Устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые» (Мф. 28: 1, 2-4).

Именно ангел отворил гробницу, — но она была уже пуста. Христа в ней не было. Это-то и вызывало удивление учеников.

Догадки людей могли бы быть бесчисленны. Однако на помощь нашему неведению приходит Сам Богочеловек. Воскресший Господь начинает открывать Себя людям.

Сначала, согласно древнему преданию, Спаситель является Своей Матери. Как именно это совершилось, неизвестно — Богородица не разглашала заветных тайн Собственной жизни. Затем Христос предстает Марии Магдалине со словами: «Иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20: 17). Победив смерть рода человеческого, Христос называет Своих близких братьями — им теперь открыты двери к Небу.

Далее Господь является еще большему числу женщин, возвещая «Радуйтесь!..» (Мф. 28: 9). Пасхальная радость начинает охватывать все большее количество учеников. Спаситель открывает Свое Воскресение самым разным людям.

Мир вам!

Особое внимание Христос уделяет апостолам. В тот же первый день Он является им сквозь закрытые двери со словами: «Мир вам!» Воскресение Христа несет человечеству неизреченный благодатный мир, потому что самое страшное уже ниспровергнуто.

«Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин. 20: 21) — теперь апостолы и их ученики должны стать проводниками спасения, которое совершил Христос.

«Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20: 22-23). Своим служителям Христос уделяет от Собственных даров, в частности, сообщает дар отпущения грехов. Воскресший Спаситель подтверждает иерархичность, которую установил Он во время Своей земной жизни.

Для уяснения миссии, которую надлежит теперь нести ученикам, Господь повелел апостолам идти на одну из Галилейских гор, и там Он вновь является им. «Дана Мне всякая власть на небе и на земле: итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам. И се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28: 18-20).

Христу, как Победителю ада и смерти, принадлежит власть над всем существующим. Апостолы посылаются учить все народы, так как весь мир искуплен страданиями Христа и все призваны в Его вечное Царство. Служители Господа должны крестить людей во имя Святой Троицы для их духовного возрождения. Спасение крещеных будет основываться на их искренней верности Христу. А Сам Господь не оставит последовавших за Ним до скончания мира.

Вознесение Господа

Христос являлся ученикам в течение сорока дней по Своем Воскресении. Священное Писание сообщает, что в это время Спаситель «говорил о Царствии Божием» (Деян. 1:3). О чем же именно учил воскресший Христос? Писание умалчивает. Это — предмет Священного Предания, того, что передавалось между первыми христианами устно и впоследствии было запечатлено в жизни Церкви. В сороковой день, когда апостолы находились в Иерусалиме, Господь вывел их к Елеонской горе и обещал, что вскоре пошлет им Святого Духа. Благодать Духа станет основной силой в духовном обновлении человека. Спаситель перечислил знамения, которые будут сопутствовать истинной вере в Него. Упомянем одно: «Именем Моим будут изгонять бесов» (Мк. 16: 17). Если до этого темную силу гнали призыванием таких имен Божиих, открытых в Писании, как: Элогим, Адонаи, Саваоф и других, то теперь Божественная победоносная сила сосредоточена в имени Иисуса Христа. Потому что в Нем человечество соединено с Божеством, Он победил силу дьявола, попрал ад, освободил нас от смерти.

После этого Спаситель, «подняв руки Свои, благословил их. И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» (Лк. 24: 50-51). Христос восходил в духовную, нематериальную сферу Царства Божия — духовное Небо.

В Своем Вознесении Господь возводит в Самом Себе человеческое естество выше ангельского мира — к Божественной славе. «Так Господь… вознесся на небо и воссел одесную Бога» (Мк. 16: 19), то есть воссел по правую руку Бога — этим образным выражением указывается, что Господь теперь и Своим человечеством (душой и телом, а не только Божеством) участвует в Божественных достоинстве и власти наравне с Богом Отцом.

Знаменательно, что Христос возносится с простертыми в благословении руками. Значит, и по сей день благословение Спасителя пребывает на верных Ему.

Благодатный огонь

Ежегодно накануне Пасхи в пещере погребения  Спасителя  (в Иерусалимском храме Воскресения)  совершается поразительное чудо. Православным ниспосылается удивительный огонь, явление которого поражает сознание всех, кто только знает об этом.

Еще с вечера накануне этого события гасят лампады и свечи, так что в храме, внутри которого находится Гробница, становится совершенно темно. В самой пещере на середину ложа ставится лампада с маслом и фитилем, но без огня. По краям кругом прокладывается лента, а по всему ложу — кусочки ваты. Все это осматривает полиция,  чтобы ничто самовоспламеняющееся или поджигающее не было внесено внутрь. Вход в часовню, где непосредственно находится Гроб Господень, запечатывается воском или сургучом.

С наступлением Великой Субботы совершается крестный ход, возглавляемый православным патриархом. Около часа дня процессия останавливается перед вратами кувуклии (так по-гречески называется мраморная часовня в храме Воскресения, в которой находится пещера Гроба Господня). Патриарх разоблачается до подризника (нижняя богослужебная одежда), полиция (это неправославные люди) и власти тщательно обыскивают его, чтобы у него не оказалось ни спичек, ни зажигалки. Затем снимаются печати и первосвятителя пускают внутрь кувуклии. Там патриарх приближается ко Гробу на коленях. В ожидании огня он совершает молитву. Все находящиеся в храме в это время хранят глубокое благоговейное молчание. Обычно это длится минут 7-10, хотя однажды пришлось ждать два часа.

Наконец происходит чудо — уникальное и неповторимое никакими человеческими силами. Сейчас достаточно многие посещают Иерусалим и оказываются свидетелями этого. Над кувуклией, у купола храма, становятся видны зигзаги молний или блеск света. А в это время в Гробнице на ложе появляются голубо-яркие бисеринки огня, которые, умножаясь, возжигают вату, ленту, лампаду. От ваты патриарх возжигает свечи и передает всем находящимся в храме. Всеобщее ликование охватывает тысячи людей, ставших свидетелями чуда. Поразительно: благодатный огонь, опаляя фитиль и воск свечи, не обжигает человека и не трогает одежду минут 10-15. Поэтому люди в буквальном смысле умываются благодатным огнем с пучков свеч (в каждом пучке — 33 свечи). В это время при обилии открытого огня в храме не бывает пожаров.

Знаменательно то, что благодатный огонь может принять только православный патриарх. Однажды инославные завладели кувуклией с целью получить чудесный огонь. Православные в скорби стояли снаружи. Шло время — и случилось удивительное. Пока инославные ждали огонь у гробницы, вдруг там, где стояли православные, молния ударила в колонну, и оттуда исшел долгожданный благодатный огонь. С тех пор ни одна конфессия не пыталась оспорить у православных право получения благодатного огня. Видя это чудо, один турок-мусульманин закричал: «Силен Бог христианский, и я христианин!» За этот возглас он был убит соплеменниками, тем самым исповедав свою веру мученичеством.

Так невещественный свет Воскресения Христова ежегодно являет свое присутствие в Гробе Господнем.

В XIX веке один из скептиков, как-то оказавшись возле Иерусалимского патриарха, спросил: «Откуда, Ваше блаженство, Вы изволите получать огонь в кувуклии?» Престарелый архипастырь, не обращая внимания на то, что слышалось в тоне вопроса, невозмутимо ответил: «Я, милостивый государь, изволите знать, без очков уже не чтец. Когда я впервые вошел в придел Ангела и за мною закрылись двери, там царил полумрак. Свет едва проникал через два отверстия из ротонды Святого Гроба,  слабо освещенной сверху. В приделе же Святого Гроба я не мог различать, молитвенник ли у меня в руках или что другое. Едва-едва замечалось как бы белесоватое пятно: то, очевидно, белела мраморная доска на Святом Гробе. Когда я открыл молитвенник, к удивлению моему, печать стала вполне доступна моему зрению без помощи очков. Не успел я прочесть с глубоким душевным волнением строки три-четыре, как, взглянув снова на доску, белевшую все более и более, и так, что мне явственно представлялись все четыре ее края, я заметил на доске нечто подобное мелкому рассыпанному бисеру, вернее сказать, как бы жемчуг с булавочную головку, и того меньше, а доска начала издавать свет. Бессознательно сметая изрядным куском ваты этот жемчуг, который начал сливаться подобно каплям масла, я почувствовал в вате теплоту и столь же бессознательно коснулся ее фитилем свечи. Он вспыхнул подобно пороху — и свеча горела и три образа Воскресения озаряла, как озаряла и лик Богоматери, и все металлические над Святым Гробом лампады. Представляю за сим Вам, милостивый государь, судить о моем в ту минуту душевном волнении и вывести ответ на свой вопрос».

Вопросы:

  • Итак, почему же Господь шел страдать за людей?
  • Почему Спаситель, обладая удивительной благодатной силой, добровольно предал Себя в руки злодеев?
  • Что происходило на Тайной вечере?
  • Для чего Господь установил причащение Святых Тела и Крови?
  • Какой был смысл Гефсиманского подвига?
  • Как вы думаете, почему народ, который видел чудеса Христа и слышал Его учение, осудил Его на распятие?
  • Помните ли вы, какие Господь нес Крестные страдания?
  • В чем состоял смысл Крестных страданий Христа?
  • Можете ли вы рассказать о Туринской плащанице?
  • В чем заключалась победа Христа над смертью?
  • Зачем Господь нисходил во ад?
  • О чем воскресший Господь говорил с учениками?
  • В чем состоял смысл Вознесения?
  • Что можете вы рассказать о благодатном огне?

Валерий Духанин

Просмотров (368)

Перейти к верхней панели