13. ЗАКОН ТВОЙ – УТЕШЕНИЕ МОЕ

(Валерий Духанин, кандидат богословия, преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии)

Представьте, что вам подарили автомобиль, и вы решили поехать похвастаться другу, а законов дорожного движения не знаете. Наверное, такой водитель будет хвастаться уже из больницы. Или вы решили идти через дремучий лес, а точный путь неизвестен. Тоже не лучший вариант.

Теперь скажите, кому подобно человечество после потопа? Наверное, и вправду потерянному страннику, блуждающему в темном лесу. Какова же будет радость такого странника, если вдруг вдали он заметит огонек,  свидетельствующий о жизни, а значит, и о спасении самого странника. Духовный огонек, указывающий путь к небесной вечной жизни, — заповеди Божий. «Закон Твой — утешение мое… Как люблю я закон Твой! Весь день размышляю о нем. Заповедью Твоею Ты сделал меня мудрее врагов моих… Велик мир у любящих закон Твой и нет им преткновения», — восклицал царь Давид (Пс. 118: 77, 97-98, 165).

Посредством пророка Моисея Господь дал человечеству десять заповедей (Исх. 20: 1-17). В них заповедан путь, следуя которому человек минует многие ненужные ошибки. Каждая заповедь — указатель, знак, как человеку стоило бы поступать, чтобы избежать духовных травм и не заблудиться в буреломе жизни.

Заповеди Божий подобны законам природы. Те и другие установлены одним Творцом, они дополняют друг друга. Первые обращены к душе, а вторые регулируют бездушную материю. Но если природа,  безусловно, подчиняется физическим законам, то человек свободен в следовании заповедям. Впрочем, вы знаете, к чему ведет нарушение установленных законов.

Наконец, скажите еще: можно ли достичь совершенства и счастья, не исполняя заповедей Господа? В древности великие мастера передавали свое искусство только верным и послушным сыновьям, так и Небесный Отец только Своим верным детям — людям, соблюдающим заповеди, откроет удивительные тайны и подарит чуде дары.

Давайте обратимся к каждой из десяти заповедей.

1. Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме меня.

Помните, как в детстве родители вам строго запрещали: «Не ходите с посторонними людьми! Не садитесь в лифт с незнакомцами! Не соглашайтесь на предложение покататься на машине!» Родители были правы: посторонние незнакомые дяди часто жестоко обманывают. Доверие родителям оказывалось лучше катаний с разными незнакомцами даже в иномарках.

Для Бога — мы все дети. Часто непослушные, своевольные, но все же дети. Он искренно любит нас и очень не хочет, чтобы мы попались на удочку «незнакомца».

О каких же «незнакомцах» идет речь?

В данной заповеди Господь отвергает принцип: все равно как верить и в кого верить, лишь бы верить. «Я Господь, Бог твой» —  истинный Бог один, поэтому и вера истинная может быть только одна. В каждой нехристианской религии, в каждой секте, в каждом инославном учении предлагается свое представление о Боге, и часто действительный образ Бога искажается до неузнаваемости. Поэтому «да не будет у тебя иных богов» — ложных представлений о Боге. Только в богооткровенной вере человеку дается правильное о Боге знание, потому что здесь Господь обращается к человеку Сам.

Но люди любят спрашивать: «А что мне за это будет?» За это вам ничего не будет! — ничего плохого, никаких лишних страданий, внутренней неудовлетворенности, мук! А если серьезно, то народная; мудрость давно создала такую пословицу: «С Богом и в аду будет рай, без Бога и в Раю будет ад». Хотите ли стать вечными, и не просто вечными, а вечно счастливыми? Конечно, ведь этого все хотят. А вечен — Бог, Он — Источник радости, блаженства, счастья. Поэтому кто будет с Богом, у того будет все.

Слова «Я Господь, Бог твой…» значат «Я рядом с тобой; во Мне ты найдешь крепость, утешение, радость…» От Господа человеку дается все доброе, светлое, святое. Только с помощью Божией можно победить зло и в самом себе, и в окружающем мире.

2. Не делай себе кумира.

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им. Что же такое кумир и почему от него лучше всего отказаться? Кумир есть идол, принимаемый за божество, сделанный по воображению человека; кумиру, или идолу, приносится поклонение как Богу.

В древности идолы иногда изображали определенные силы природы, которые олицетворялись и почитались как властители мира. Некоторые (надеемся, что среди вас таких нет) чрезмерно почитают амулеты, камушки и т. д., думая, что те сделают их жизнь счастливой. В наше время кумирами буквально называют известных киноактеров, спортсменов, певцов и певиц, неординарных людей и т. д. В них видят идеал жизни, о них постоянно говорят и думают, собирают материал в СМИ, им пытаются подражать.

Таким образом, поведение некоторых людей, привлекающих к себе внимание в течение своей, на самом деле недолгой, жизни, становится эталоном для других. Такой кумир всегда налагает оковы на образ мыслей многих, прельщает их жить по своему шаблону. А несчастные послушно следуют за ним, забывая, что созданы по образу Божию и что только стремление к Первообразу подаст жизни полноту и приобщит человека к вечности.

Кумирами могут быть и привычки: греховные — курение, наркомания, пьянство, накопление богатства, азартные игры и т. п., и «безобидные», хобби, собирание марок, игра в футбол, просиживание за телеэкраном и т. д.

Кумир, будь то деревянный идол, сила природы, человек или пристрастие, есть всегда мыльный пузырь, который, переливаясь на солнце, кажется интересным и что-то значащим, но по сути своей ничто — пустота. Дуньте на него, и он лопнет. Правда, некоторые кумиры сами лопаются от злости, когда им не хотят поклоняться.

Так что берегитесь!

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.

Когда имя Божие употребляется напрасно? Когда произносится легкомысленно, в бесполезных и суетных разговорах, без благоговения. А задумывались ли вы, для чего людям вообще открыто имя Божие? Наверное, для того, чтобы можно было общаться с Богом, возносить к Нему свою молитву. Если же имя Божие произносится между делом, в обычных житейских разговорах, неосознанно, то где же здесь общение с Господом?

 Вы знаете, что сила слова велика. И если бы люди поняли, какую ответственность мы несем за слова, то они бы почти не разговаривай. Один пьяница дал зарок не пить водки и поклялся: «Если еще напьюсь, так пусть выворотится язык мой, которым теперь заклинаю». Однажды, по уговору приятелей, он выпил предложенную стопку и тотчас почувствовал, что язык его как будто перевернулся, потерял свободу и легкость движений, а на другой день и совсем перестал двигаться. Словом можно убить и воскресить. Произнесение имени Божия способно спасти и погубить человека — в зависимости от того, как мы его произносим. В истории известно много случаев, когда ропот или хула на Бога мгновенно наказывались жестокой болезнью или даже смертью. В городе Риме некий человек имел сына лет пяти, которого любил, но почти не воспитывал. Мальчик, которому во всем потворствовали, привык произносить скверные слова, в том числе упоминая имя Божие. Отец не запрещал ему этого. Во время моровой язвы мальчик смертельно заболел. И когда отец держал ребенка на коленях, мальчик вдруг затрепетал, закрыл глаза и с криком: «Папа, отними женя у них!» — спрятал лицо в одежду своего родителя. Он старался от кого-то укрыться. Отец спросил: «Что ты видишь?» Сын ответил: «Пришли черные люди и хотят меня взять». Сказав это, он стал произносить скверные и богохульные речи, к которым уже слишком привык, и вскоре скончался. Если бы он помолился Богу, такой трагедии не случилось бы. К сожалению, родители не научили его этому. Любой упрек или скверное слово в сторону Источника жизни является подрывом собственной жизни.

Теперь представьте, что кто-то сначала принимает лекарство, а затем отраву. Так и когда человек сначала обращается с молитвой к Богу а потом произносит скверные, нечистые слова, то первое является напрасным. Есть ли выход из такой ситуации?

…Но здесь мы, чувствуя бессилие, умолкаем, испрашивая помощи в разрешении такого вопроса у вас.

4. Помни день субботний.

Помни день субботний, чтобы проводить его свято: шесть дней работай и совершай в них все дела твои, а день седьмый — день покоя (суббота) да будет посвящен Господу Богу твоему. Вы, конечно, уже изрядно устали от учебы. Но посмотрите на других людей: они все от чего-нибудь, да устают. Человек осужден на постоянный труд, как вы помните, за грех гордости и непослушания. Изматывающий нас труд — свидетельство о нашей жизни вне Рая.

Но разве это все, что можно сказать о труде? Нет. Оказывается труд, постоянно напоминая о человеческой немощи, смиряет надменный дух человека. Тем самым он устраняет причину, по которой человек пал. Так наказание за грех становится лекарством от греха.

Но лекарство предполагает врача. И данная заповедь напоминает, что наши дела должны являть путь к Богу, вне которого нет упокоения. Господь установил каждый седьмой день как день покоя в знак того, что безропотное несение ниспосланных забот и тягот увенчается покоем небесным.

Как же наши дела могут являть путь к Богу? Когда человек в каждом деле хранит верность Богу. А может ли быть верен тот, кто не уделяет общению с Богом ни минуты времени?

Некий ремесленник жаловался священник на свою бедность, из-за которой он вынужден работать и по праздникам. А священник сказал:

—      Нет ничего удивительного, что ты беден. Как Бог будет благословлять твой труд, когда ты нарушаешь Его святую заповедь? Перестань хоть на какое-то время работать по праздникам, проводи эти дни благочестиво и если что-нибудь потеряешь, я обещаю все тебе возместить.

Через несколько месяцев батюшка вновь увиделся с ремесленником и спросил:

—      Сколько должен я тебе заплатить?

Тот ответил:

—      С тех пор как я перестал работать по праздникам, я стал счастливее и не понес никакого убытка. Никогда еще не был я так доволен и теперь верю, что приобретенное в воскресенье впрок не идет.

 Поэтому Господь и призывает нас посвятить Ему хотя бы седьмую часть своего времени. Один день, посвященный Богу, доставляет освящение целой недели.

5. Почитай отца своего и матерь свою.

Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было и чтобы ты долго жил на земле. — Итак, вот залог благополучия и долголетия! «Аисты, обступив отца, у которого от а старости вылиняли перья, согревают его своими крыльями и доставляют ему обильную пищу, даже при полете оказывают сильную поддержку, слегка поддерживая с обеих сторон своими крыльями», — говорил святитель Василий Великий. Итак, даже птицы почитают своих отца и мать.

Вообще, удивительное дело: Бог установил так, что родителей мы не выбираем. Все что угодно мы можем выбрать, а родителей выбрать не можем. Значит, через них моей судьбой и жизнью во многом распоряжался Сам Бог.

В какой-то мере родители — ангелы-хранители своих детей. Бывает, их сердце за много километров чувствует состояние ребенка. И именно родительская молитва является лучшим ходатайством перед Богом. Как же можно такое ходатайство отвергать?

Однажды к преподобному Парфению, епископу Лампсакийскому, некие родители привели сына, жестоко мучимого нечистым духом. Епископ часто помогал таким страдальцам своей молитвой, даже без их просьбы. Но посмотрев на юношу, он вдруг выразил неудовольствие. Родители умоляли сжалиться над сыном. Тогда святой Парфений сказал им: «Сын ваш недостоин исцеления, и дух-мучитель дан ему в наказание за то, что он часто вас оскорблял, злословил и всегда был непокорен вам; вы сами в душевной горести молились, чтобы Господь наказал непокорного сына. Итак, пусть он страждет, как заслуживший это наказание!..» Но родители со слезами просили святого помочь одержимому. Преклоненный мольбой родителей, преподобный Парфений исцелил юношу.

Дерево не может долго существовать без корня, так и отвергший родителей долголетен не будет. Благословение же отца и матери укрепляет здоровье и жизнь детей.

Существует еще одно интересное наблюдение: как вы относитесь к своим родителям, так к вам будут относиться и ваши дети.

СТАРЫЙ ЮВЕЛИР И МУДРАЯ ДЕВУШКА

Сказание

Жил-был старый ювелир. Когда умерла его жена, решил он оставить ремесло, передать нажитое добро трем взрослым сыновьям, а самому заняться воспитанием внуков.

Вскоре, когда гостил он у старшего сына, стал вдруг чувствовать на себе недовольные взгляды. А через несколько дней старший сын спросил его, не хочет ли он погостить у среднего. И хотя внучата плакали и не хотели отпускать дедушку, собрал старик свою котомку и пошел к среднему сыну. Недолго прожил он в семье своего среднего, ушел к младшему. Но и тот очень скоро сказал отцу, что он загостился у них.

Ничего не ответил ювелир, собрал котомку и пошел куда глаза глядят. А навстречу ему — красавица: «Здравствуй, дедушка!» Заметила она слезы на лице старика, сразу все поняла: «Идемте ко мне домой!» Дома, усадив гостя на почетное место, она угостила его вкусным обедом, и здесь поведал старик свою невеселую историю. И девушка дала старому ювелиру мудрый совет.

Утром пошел старик в молитвенный дом к священнику, поставил резной сундучок и сказал: «Ты знаешь, что я был хорошим ювелиром, и теперь хочу завещать свое сокровище тому, кто досмотрит меня. Пусть оно хранится в храме до моей смерти». Весть о сокровище и завещании быстро докатилась до его сыновей. Наперебой стали просить они отца пожить в их домах, каялись в своей черствости и глупости. Простил их старик и стал жить поочередно у каждого сына.

Наконец пришел день, когда старик навсегда закрыл глаза. Побежали сыновья к священнику за обещанным наследством. Каждый доказывал, что он лучше досматривал отца. Но священник сказал, что считает справедливым поделить сокровище между сыновьями поровну.

Отомкнул он замок сундука, откинул крышку. Сундук был пуст. Лишь на дне лежал лист пергамента со словами: «Я завещаю вам, мои сыновья, и всем людям большое сокровище — мудрость. Воспитывайте своих детей так, чтобы в старости не бояться за свои последние дни».

6. Не убивай.

Жизнь — бесценный дар Божий, как же можно посягать на этот дар? Помните, кто явился первым убийцей? Каин? — Нет, не он. А кто? — Дьявол! Он стал виновником смерти людей. Он же — постоянный вдохновитель убийства. Поэтому, кто совершает убийство, тот — покорное орудие дьявола.

Знаете ли вы, что убийцу можно определить по лицу? Потому что на таких лицах лежит какая-то печать. Это печать преступности — они переступили через определенную грань, и в первую очередь: через самих себя. Идущий на убийство должен сначала стать самоубийцей, убить в самом себе голос совести, потому что заповедь «не убивай» написана на нашем сердце.

В трагедии «Гамлет» Клавдий, тайно убивший своего брата-короля; я занявший его престол, произносит в отчаянии:

Удушлив смрад злодейства моего.
На мне печать древнейшего проклятья:
Убийство брата. Жаждою горю,
Всем сердцем рвусь, но не могу молиться.
Помилованья нет такой вине.

Убийство уничтожает в сердце преступника основу жизни — любовь. Кто любит, тот желает любимому полноту всяких благ, и прежде всего  полноту жизни — вечное бытие.

А убийство — предельная противоположность любви. Потому-то душа убийцы бывает угнетаема страхами, испытывает самые ужасные депрессии, тягу к алкоголю и наркотикам, чтобы забыться.

Победе грош цена,
Коль не дает нам радости она,
Милей судьбой с убитым поменяться,
Чем страхами, убив его, терзаться.
В. Шекспир, «Гамлет»

Блаженный Иоанн Мосх, совершивший в конце V — начале VI века большое путешествие и описавший жизнь палестинских, сирийских и египетских монахов, сохранил весьма поучительный случай. Его рассказал ему авва Савватий: «Когда я жил в Лавре аввы Фирмина, пришел разбойник к авве Зосиме Киликиянину и стал просить старца: «Окажи мне милость, ради Бога! Я совершил много убийств. Сделай меня иноком, чтобы я мог отстать от злых дел». Старец, наставив его, сделал иноком и облек в ангельский чин. Спустя немного времени старец сказал: «Поверь мне, чадо, тебе нельзя оставаться здесь. Если начальник узнает, то схватит тебя. Послушайся меня, и я отведу тебя в другую киновию, подальше отсюда». И отвел его в киновию аввы Дорофея, что близ Газы и Маиума. Девять лет прожил он там, изучил Псалтирь и весь монашеский устав. Но вот он снова идет в монастырь аввы Фирмина к принявшему его старцу и говорит ему: «Честной отец, сделай милость, верни мне мирские одежды и возьми обратно иноческие». — «Зачем так, чадо?» — спросил опечаленный старец. «Вот уже девять лет, как тебе хорошо известно, я провел в монастыре, постился, сколько было силы, воздерживался и жил в послушании, в безмолвии и страхе Божием. И я хорошо знаю, что благость Божия простила мне много злодеяний. Но я ежедневно вижу мальчика, говорящего мне: «Зачем ты убил меня?» Я вижу его и во сне, и в церкви, и в трапезе, слышу его голос, и нет у меня ни одного часа покоя. Вот почему, отче, я хочу уйти, чтобы умереть за мальчика. Совсем напрасно я убил его». Взяв свою одежду, он ушел из Лавры и прибыл в Диосполис, где был схвачен и на другой день обезглавлен».

Другие виды этого греха.

Заповедь «не убивай» означает еще: не сердись, не ненавидь, не гневайся. Ведь последнее часто служит причиной убийств. Убить  может и слово, произнесенное со злобой. Даже обычное равнодушие может обернуться этим страшным грехом, если мы пройдем мимо человека умирающего или оказавшегося в беде.

У чуткого Андерсена в сказке «Ромашка» есть такое описание: «Вот и вечер пришел, а никто так и не принес бедной птичке воды. Тогда она распустила свои коротенькие крылышки, судорожно затрепетала ими и еще несколько раз жалобно пропищала:

— Пить! Пить!

Потом головка ее склонилась набок, и сердечко разорвалось от тоски и муки…

Только на другое утро пришли мальчики и, увидав мертвого жаворонка, горько-горько заплакали, потом вырыли ему могилку и всю ее украсили цветами, а самого жаворонка положили в красивую красненькую коробочку — его хотели похоронить по-царски! Бедная птичка! Пока она жила и пела, они забывали о ней, дали ей умереть от жажды в клетке, а теперь устраивали ей пышные похороны и проливали над ее могилкой горькие слезы!»

Убийство может быть духовным, когда другого человека обучают греху или отклоняют от веры в Бога. Насколько душа важнее тела, настолько духовное убийство хуже телесного.

Самое же страшное убийство есть самоубийство. Это наиболее противоестественное, что может совершить человек. Самоубийство — торжество сатаны над человеком. Потому что покончивший с собой не оставляет себе никакой возможности исправить свою ошибку.

Коварное убийство

ВЫПИСКА ИЗ ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ:

«Больная К., 23 года, в анамнезе ранняя половая жизнь с 15 лет, 4 беременности. 1-3 беременности закончились медицинскими абортами, 4 — преждевременными оперативными родами на 36-й неделе. В роддом беременная поступила в состоянии геморрагического шока, артериальное давление 50/0, пульс нитевидный, сердцебиение плода не выслушивалось.

С диагнозом преждевременная отслойка плаценты и антенатальная гибель плода женщина была переведена в операционную, где ей произвели операцию кесарева сечения. Извлечена мертвая, недоношенная девочка. Во время операции был поставлен диагноз матки Кувелера, в связи с чем матка была удалена. 1,5 суток больная находилась в роддоме на искусственной вентиляции легких, затем была переведена в больницу в реанимационное отделение».

ПИСЬМО:

«Летом 1993 года я с ужасом поняла, что беременна. Осторожно выспросив у родителей их мнение по этому поводу, поняла, что в восторге они не будут.

Мой парень не возражал против аборта, даже был рад моему решению. Меня уверяли, что я еще слишком молода, что, родив ребенка, загублю свою жизнь, опозорю родителей и т.д. В конце концов я решилась. Было много проволочек, как будто кто-то пытался помешать мне, но я с ослиным упрямством двигалась к цели.

Теперь дело сделано. Вся моя жизнь пошла наперекосяк, испортились отношения с родителями, из университета чуть не выгнали, до сих пор вишу на волоске, с парнем отношения тоже испортились. И его, и меня мучили страшные сны. За что бы я ни взялась, ничего хорошего не получалось. Как будто бьешься лбом о бетонную стенку.

Не делайте глупостей! Физически, возможно, обойдется, но душевная травма останется надолго. Не родив ребенка, а сделав аборт, вы действительно искалечите себе жизнь».

Существует убийство, которое насколько коварно, настолько же многими считается безобидным. Оно называется — аборт.

Вы, конечно же, слышали, что, если сделать аборт на ранней стадии, то это не является убийством, так как «там еще ничего нет — какая-то биомасса». Но ведущие ученые мира в области эмбриологии генетики утверждают, что жизнь человека начинается с момента слияния ядер мужской и женской половых клеток. Первая клетка — зигота — уже содержит всю полноту генетической информации о человеке. Бог дарует человеку бессмертную душу именно в момент его зачатия.

Одна женщина рассказала: «Есть сны пустые, а есть особенные, извещающие. Вот такой сон я видела в молодости. Мне приснилось, что я стою в полной тьме и слышу обращенный ко мне голос «Родная мать хочет убить своего ребенка». Слова и голос наполнили меня ужасом. Я проснулась полная страха.

Солнце ярко освещало комнату, за окном чирикали воробьи. Я посмотрела на часы — было восемь. Свекровь, с которой мы спали в одной комнате, проснулась тоже.

—      Какой страшный сон мне сейчас приснился, — сказала я ей и начала рассказывать.

Свекровь взволнованно села на кровати и пытливо посмотрела на меня:

—      Тебе сейчас приснилось?

—      Да, — ответила я. Она заплакала.

—      Что с вами, мама? — изумилась я. Она вытерла глаза и грустно сказала:

—      Зная твои убеждения, мы хотели скрыть, что сегодня в девять часов Ксения (моя золовка) должна идти в больницу на аборт, но теперь я не могу скрывать.

Я ужаснулась:

—      Мама, почему вы не остановили Ксению?

—      Что делать?! У них с Аркадием уже трое детей. Он один не может прокормить такую семью. Она тоже должна работать, а если будет малыш, ей придется сидеть дома.

—      Когда Господь посылает ребенка, Он дает родителям силы вырастить его. Ничего не бывает без воли Божией. Я пойду и попытаюсь отговорить ее.

Свекровь покачала головой:

—      Ты не успеешь: она вот-вот уйдет в больницу.

Но я уже ничего не слушала. Не одеваясь, а как была в ночной сорочке, я набросила на себя пальто, сунула босые ноги в туфли и, на ходу надевая берет, выбежала на улицу.

Ехать было далеко. Я пересаживалась с трамвая на автобус, с автобуса на другой трамвай, стараясь сократить путь, а стрелка часов между тем перешла за девять…

—      Царица Небесная, помоги! — молилась я.

С Ксенией мы столкнулись в вестибюле ее дома. Лицо у нее было осунувшееся, мрачное, в руках она держала маленький чемодан. Я обхватила ее за плечи:

—      Дорогая, я все знаю! Мне сейчас приснился о тебе страшный сон: чей-то голос сказал: «Родная мать хочет убить свое дитя». Не ходи в больницу!

 Ксения стояла молча, потом схватила меня за руку и потянула к лифту:

— Я никуда не пойду, — плача сказала она. — Никуда! Пусть живет!

Ксения родила мальчика. Он вырос самым лучшим из ее детей и самым любимым».

В 70-м году по Р. X. Иерусалим был осажден римскими воинами. Ужасный голод вынудил некоторых матерей съедать собственных младенцев. Убийство ребенка в утробе матери представляется более гуманным (тему использования абортированных детей в качестве медицинских препаратов или в парфюмерии мы даже не затрагиваем). Но поверьте, на сердце матери останется глубокий шрам, который затем уже ничто не сгладит.

При аборте мать обязательно заразится инфекцией, так как даже самый стерильный инструмент, проходя через влагалище, переносит его флору (микроорганизмы) в матку. Опасен аборт и гормональной катастрофой, которая наступает в результате прерывания беременности. Организм настроен на вынашивание и кормление ребенка  (о чем свидетельствует прекращение менструации), и вдруг все ломается. Гормональная катастрофа ведет к развитию опухолей: раку яичников и молочных желез.

Сенека говорил: страшно не то время, когда совершается много пороков, а когда порок становится нормой жизни. Уже который десяток лет аборт воспринимается как нормальное, естественное явление нашей жизни.

В 1913 году в США была основана Национальная лига контроля рождаемости. Главным инициатором такого движения стала Маргарет Зангер. Ей принадлежат следующие слова: «Наибольшее благодеяние, которое большая семья может совершить для своего маленького члена, — это его прикончить». Конечно, ведь это лучше, чем обречь  ребенка на голод, — вторят сегодня тысячи, сотни тысяч «цивилизованных» людей. Нова ли эта идея?

Послушайте, что утверждали фашистские эксперты, вынашивая план всемирного господства: «Любое средство пропаганды, особенно прессу, радио и кино, а также фельетоны, брошюры и лекции надо использовать для внушения русскому населению идеи, что вредно иметь несколько детей. Мы должны подчеркивать затраты, которые «ни вызывают, говорить о хороших вещах, которые можно приобрести на деньги, затраченные на детей. Надо также намекать на опасное влияние деторождения на здоровье женщины… Необходимо будет открыть специализированные учреждения для проведения абортов подготовить персонал для этой цели. Население будет тогда прибегать к абортам более охотно… Добровольная стерилизация должна быть рекомендована…»

Гитлер пытался распространить контроль над рождаемостью на восточных территориях. Там он желал окончательно прекратить рост населения (сегодня эта идея в России осуществилась). Сам Гитлер заявлял: «Большие семьи туземного населения могут удовлетворить нас только в том случае, если девушки и женщины будут делать настолько много абортов, насколько это возможно. Активная торговля контрацептивами должна поощряться в восточных территориях, поскольку мы не можем иметь ни малейшего интереса в росте численности негерманского населения».

Под вечер, осенью ненастной,
В далеких дева шла местах
И тайный плод любви несчастной
Держала в трепетных руках.
Все было тихо — лес и горы,
Все спало в сумраке ночном;
Она внимательные взоры
Водила с ужасом кругом.
И на невинном сем творенье,
Вздохнув, остановила их…
«Ты спишь, дитя, мое мученье,
Не знаешь горестей моих,
Откроешь очи и тоскуя
Ко груди не прильнешь моей.
Не встретишь завтра поцелуя
Несчастной матери твоей.
Ее манить напрасно будешь!..
Стыд вечный мне вина моя, —
Меня навеки ты забудешь;
Тебя не позабуду я;
Дадут покров тебе чужие
И скажут: «Ты для нас чужой!» —
Ты спросишь: «Где ж мои родные?»
И не найдешь семьи родной.
Мой ангел будет грустной думой
Томиться меж других детей!
И до конца с душой угрюмой
Взирать на ласки матерей;
Повсюду странник одинокий,
Предел неправедный кляня,
Услышит он упрек жестокий…
Прости, прости тогда меня…
Быть может, сирота унылый,
Узнаешь, обоймешь отца.
Увы! где он, предатель милый,
Мой незабвенный до конца? —
Утешь тогда страдальца муки,
Скажи: «Ее на свете нет —
Лаура не снесла разлуки
И бросила пустынный свет».
Но что сказала я?., быть может,
Виновную ты встретишь мать, —
Твой скорбный взор меня встревожит!
Возможно ль сына не узнать?
Ах, если б рок неумолимый
Моею тронулся мольбой…
Но, может быть, пройдешь ты мимо —
Навек рассталась я с тобой.
Ты спишь — позволь себя, несчастный,
К груди прижать в последний раз.
Закон неправедный, ужасный
К страданью присуждает нас.
Пока лета не отогнали
Беспечной радости твоей, —
Спи, милый! Горькие печали
Не тронут детства тихих дней!»
Но вдруг за рощей осветила
Вблизи ей хижину луна…
С волненьем сына ухватила
И к ней приближилась она;
Склонилась, тихо положила
Младенца на порог чужой,
Со страхом очи отвратила
И скрылась в темноте ночной.
А. Пушкин

Несчастная бросила сына — и уже величайшее горе на всю жизнь! Что же говорить про убийство младенца?

Из текста фильма Бернарда Натансона «Безмолвный крик»:

«Сейчас на экране мы видим 12-недельного ребенка в ультразвуковом изображении. Вот его голова, вот тело. А это — рука, тянущаяся ко рту. Если мы рассмотрим изображение поближе, то различим глаз, нос, рот и даже мозговую полость, заполненную мозгом. Мы видим, как бьется сердце, совершая около 140 ударов в минуту. Ребенок время от времени немного меняет свое положение. Его движения спокойны, он находится в защищенном пространстве.

Тень, которая появилась сейчас внизу, — это вакуум-кюретка, специальный инструмент, присоединенный через вакуумную трубку к электронасосу с «засасывающим» давлением около 55 мм ртутного столба. Хотя инструмент еще не коснулся ребенка, он уже очень возбужден. Его рот раскрыт.

…Вакуум-кюретка нащупывает ребенка, и вновь он широко раскрывает рот в безмолвном крике. Сейчас его сердце бьется быстрее. Он чувствует угрозу своей безопасности, отодвигается в сторону, в левую часть матки, в возбуждающей сострадание попытке спрятаться от безжалостного инструмента, которым врач собирается его убить. Сердечные удары еще заметно учащаются и уже достигают приблизительно 200 в минуту. Ребенок, несомненно, ощущает смертельную опасность… Плодный пузырь прорван, околоплодная жидкость вышла, инструмент присасывается к телу ребенка…

…Здесь недавно было живое беспомощное крошечное человеческое существо…»

Подобного убийства не желайте даже врагу.

7. Не прелюбодействуй.

Девство есть одно из самых драгоценных сокровищ человека. И это сокровище Господь подает всем даром. Не случайно в каждом юноше и девушке сокрыто глубокое чувство святыни своего пола. Поэтому растление святыни — катастрофа человеческой жизни. Это всегда карается укорами совести, человек ощущает, что теряет крайне важное и драгоценное в жизни. Потеря невинности отражается даже на лице, красота такого человека утрачивает свежесть, на ней проявляется печать порочности.

Грехами против данной заповеди являются:

—      блуд — добрачное половое сожитие;
—      прелюбодеяние — супружеская измена;
—      кровосмешение — вступление в брак близких родственников;
—      извращения — плотское удовлетворение, избегающее деторождения:
—      блудные помыслы.

Все блудные грехи основываются на отсутствии настоящей любви к другому. Это очень важный момент. Любящий видит в другом высочайшую ценность, а не средство к удовлетворению своих страстей. Подлинная любовь благоговеет перед целомудрием любимого: до законного брака она не допустит телесной близости, а в браке сохранит взаимную верность.

В трагедии Пушкина «Каменный гость» нецеломудренный дон Гуан так увлекся замужней Доной Анной, что убивает ее мужа. На свидание с любовницей он с цинизмом и гордостью приглашает мраморную статую убитого. И статуя пришла и смертельно сдавила руку преступника. Так и каждого блудника преследуют неприятности, скорби, а порой смертельные болезни.

Один поселянин просил преподобного Кирилла Белоезерского помолиться о его больном товарище, у которого из уст и ноздрей текла кровавая пена. Но старец, милостивый ко всем, на этот раз, по духу прозорливости, не позволил больному находиться даже за оградой обители. Другу же сказал: «Поверь мне, чадо, что болезнь эта приключилась в наказание за его прелюбодейство. Если пообещает исправиться, верую, что Господь его исцелит, если же нет, то еще больше пострадает». Когда передано было это больному, он устрашился обличения и обещал исправиться. От чистого сердца исповедал он все свои согрешения святому и, по его молитве, исцелился не только телесно, но и душевно, приняв епитимию для очищения грехов.

8. Не кради.

В начале XX века в Троице-Сергиевой Лавре жил благочестивый человек по имени Николай. С сорока лет он по болезни не вставал с постели.  За чистоту души, терпение и смирение Господь одарил его прозорливостью. В частности, за десять лет до революции он со скорбью предсказывал, что царя не будет, что Лавру закроют, а монахов разгонят. Однажды пришел к Николаю молодой человек. И вдруг Николай снял с него шапку и сказал: «Не отдам, не твоя, — твоя за вагоном валяется». Оказалось, что, когда молодой человек приехал в город и вышел из вагона, то увидел на земле пьяного, а рядом новую шапку, взял ее себе, а свою бросил за вагон. Так Господь даже людям открывает подобные грехи, тем более Сам Он все видит. Человек ответит за кражу.

Жизнь вора — постоянное смятение. Его душа то сгорает от зависти, видя чье-то имущество или богатство, то довольствуется нечистой радостью, добившись в своем деле успеха, то теряется в страхе быть пойманным, то погружается в глубокое уныние, поскольку полученное со временем перестает удовлетворять.

Кто крадет — тот всегда поступает украдкой. Он перестает быть свободной личностью. Воровство — постоянное неудовлетворение своим положением, самим собой, всем миром. Эти люди всегда несчастны. Иногда представители преступного мира говорят, что, воруя, они вершат правду, освобождают богатых от нечестной прибыли. В таком случае вор, приобретая чужую нечестную прибыль, берет на себя и чужие грехи.

Против данной заповеди погрешают также те, кто дает в долг с огромными процентами, кто не желает помочь неимущему, хотя располагает такой возможностью, кто исполняет свою должность небрежно, а получает полную плату, и кто, будучи здоров и имея способности к работе, живет за счет милостыни.

Жил в одном селе крестьянин, который на каждый праздник посещал богослужение. Однажды в день памяти святителя Николая его жена так торопилась закончить дела, что забыла запереть дверь. Мимо проходил известный всему селу вор. Заметив незапертую дверь, он вошел и начал собирать все, что было там ценного. Он уже связал все в узел, как вдруг сквозь прикрытую дверь входит сам святитель Николай в полном архиерейском облачении. Святой сказал: «Как?! Люди, любящие Бога, поспешили в храм, забыли запереть свою хижину, а ты воспользовался этим. чтобы похитить их достояние, приобретенное трудом?» Затем святитель ударил вора рукой по щеке и тот моментально ослеп. Он не мог найти выхода. Хозяева, вернувшись из церкви, застали  вора дома, и он с плачем рассказал о происшедшем. Вор был осужден на поселение в Сибирь. При этапировании он проходил мимо села и решил зайти в храм, где стоял образ святителя Николая. Здесь он со слезами помолился святому, каясь в своем грехе. А когда он поцеловал икону святителя, его глаза прозрели.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Каждый человек ищет друга. И каждый хочет найти друга искреннего, верного, который никогда и нигде не подведет. Наверное, кто-то хочет увидеть такого друга в каждом из нас. Знаете ли вы, как снискать уважение и любовь окружающих? Да для этого и не нужно каких-либо приемов или особого искусства. Пусть само сердце подскажет: уважение, и любовь других достигаются лишь открытостью, честностью, прямодушием. Из этих качеств складывается целостность личности, которая не скажет другу в лицо одно, а потом, за глаза, другое.

Самое ужасное в дружбе и просто в общении с людьми — двуличие. Вспомните коварный совет леди Макбет из трагедии Шекспира:

…Ты должен,
Всех обмануть желая, стать, как все:
Придать любезность взорам, жестам, речи,
Цветком невинным выглядеть и быть
Змеей под ним.

Двуличный постоянно носит маску. Он — актер в этой жизни, причем исполняющий отрицательную роль. Такой, желая снискать уважение многих и строя интриги, всегда оказывается внутренне одинок — без друзей. Более того, будучи лукав в общении с людьми, он не окажется прямодушен пред Богом. Ведь если истина и правда исходят от Бога, то подлость, клевета и ложь — порождения дьявола. Каким хочешь, чтобы был твой друг, таким стань, прежде всего, сам!

Данная заповедь означает также: не высмеивай чужие недостатки. Одно дореволюционное издание повествует, как в некую школу ходил мальчик с отвисшей кривой губой. Когда он говорил, то делал некрасивые гримасы. Многие смеялись и издевались над ним. А особенно сильно обижал его один школьник. Как-то обидчик шел в школу и той же дорогой проезжал крестьянин на телеге с косой в руках. Этой косой он нечаянно задел мальчика по лицу, отрезав кусок губы и разрезав рот. Когда рана зажила, то лицо этого мальчика стало гораздо безобразнее лица товарища, над которым раньше многие насмехались.

10. Не желай дома ближнего твоего.

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего. Если шестая, седьмая и восьмая заповеди запрещают наносить вред ближнему делом, а девятая — словом, то десятая запрещает вредить ему даже мыслью.

Можно сказать совершенно уверенно, что в этой жизни счастлив тот, кто не завидует. Один бедный крестьянский сын как-то увидел богатую господскую карету и подумал: «Ведь бывают же такие счастливцы, что в карете разъезжают! А я вынужден босиком ходить. Если вы с этим барином хоть на час судьбой поменяться, то-то бы счастье!» В это время открылись дверки кареты и мальчик с ужасом увидел, как оттуда, с помощью двух слуг, выбрался безногий хозяин. Юный крестьянин перекрестился и уже не желал себе чужой судьбы. Зависть — ржавчина человеческой души, она съедает сердце, не дает ему ни минуты покоя. Но надо быть честными перед самими собой: наше сердце не свободно от греховных страстей, в том числе и от зависти. Поэтому, когда заповедь Божья запрещает желать что-либо принадлежащее другому, тем самым она призывает бороться и побеждать в своем сердце дурные желания.

Мир перед пришествием Спасателя.

Далеко не все древние люди грелись возле Закона Божия. Большинство замерзали, находясь вдали от Источника духовных света и тепла. На земле царствовали меч и человеческая хитрость. Великие монархии — Египетская, Вавилонская, Персидская — поочередно господствовали и исчезали. Александр Македонский пытался соединить их в одну державу на почве греческой культуры, но со смертью Александра (323 г. до Р.X.) его империя распалась на несколько частей, которые все стали добычей Рима. Перед пришествием Спасителя на земле господствовала Римская империя, простершаяся от Египта до Британии.

Рим собирал все лучшее в тогдашнем мире. Каждый раз, завоевывая новые земли, столица империи принимала местные языческие божества и вводила их в свой пантеон (храм для различных божеств). Бесконечное разнообразие религиозных культов вело к убеждению, что истинной религии не существует. Безумие язычества доходило до обожествления римских императоров — людей часто порочных, утопающих в блуде, преданных гневу, жестокости.

Римский писатель Светоний (70-140 гг. по Р.Х.) в своей книге «О жизни цезарей» описал судьбу двенадцати первых императоров от Цезаря до Домициана, что охватило период примерно с 100 года  до Р.X. до времен первых ростков христианства в империи. При характеристике каждого властителя Светоний подмечал как их положительные, так и отрицательные черты. Обратите внимание на то, что императоры посмертно обожествлялись. Какими же были эти люди-боги?

Гай Юлий Цезарь — «На целомудрии его единственным пятном было сожительство с Никомедом, но это был позор тяжкий и несмываемый, навлекавший на него всеобщее поношение… На любовные утехи он, по общему мнению, был падок и расточителен. Он был любовником многих знатных женщин… И в провинциях он не; отставал от чужих жен: это видно хотя бы из двустишия, которое распевали воины в галльском триумфе:

Прячьте жен: ведем мы в город лысого развратника.
Деньги, занятые в Риме, проблудил ты в Галли.

Тем не менее Цезарь ставил свое изваяние рядом со статуями римских божеств.

Октавий Август — подавив один из мятежей и взяв много пленных, всех, кто просил о пощаде, обрывал словами: «Ты должен умереть!» Он также жил с чужими женами. Устраивал тайные пиршества, в которых участники одевались богами и богинями, а сам он изображал Аполлона. «Глаза у него были светлые и блестящие; он любил, чтобы в них чудилась некая божественная сила, и бывал доволен, когда под его пристальным взглядом собеседник опускал глаза, словно от сияния солнца». Однако «перед громом и молнией испытывал он не в меру малодушный страх: везде и всюду он носил с собою для защиты от них тюленью шкуру, а при первом признаке сильной грозы скрывался в подземное убежище».

Тиберий — испытывал безмерную страсть к вину, так что порой соучастникам в пьянстве раздавал самые высокие должности. Удалившись на остров «Капри, оказавшись в уединении, он дошел до того, что завел особые постельные комнаты, гнезда потаенного разврата…» Сюда собирались девочки и мальчики для самых постыдных целей. Он был крайне скуп и отбирал имущество по самым пустым и бесстыдным наговорам. Проявлял крайнюю жестокость к собственной матери и к сыновьям, умертвил своих внуков. Дня не проходило без неоправданной казни.

Гай Калигула — с лучших изображений греческих богов он повелел снять головы и поставить изображение собственной головы. Сам становился между идолами, принимая божественные почести от посетителей. Посвятил себе особый храм, где поставил свое изваяние, назначил жрецов и установил жертвы. Его любовь к казням дошла до того, что он воскликнул: «О, если бы у римского народа была только одна шея!» Он жалел, что его время не отмечено никакими всенародными бедствиями.

Клавдий — император, изгонявший первых христиан из Рима. Был недоверчив и труслив, верил почти каждому доносу. Один доносчик сказал, что видел сон, будто кто-то убил императора, затем он же указал на мнимого убийцу, которого Клавдий тут же и предал казни. Отличался рассеянностью и бездумностью. Приговоренных к смерти и уже казненных он иногда приглашал на следующий день на совет или на игру в кости, а так как они не являлись, то обзывал их через посланных сонливцами. «До еды и питья был он жаден во всякое время и во всяком месте… От стола он отходил не раньше, чем отяжелев и взмокнув, и тут же ложился навзничь, чтобы во сне ему облегчили желудок, вставив перышко в разинутый рот».

Нерон — «твердо был убежден, что нет на свете человека целомудренного и хоть в чем-нибудь чистого и что люди лишь таят и ловко скрывают свои пороки: поэтому тем, кто признавался ему в разврате, он прощал и все остальные грехи». Наверное, это был самый распущенный император. Его безнравственность дошла до того, что он справил свадьбу с мальчиком, а затем и сам вышел замуж за мужчину.

Остальные языческие императоры не поднимались выше общего духовного уровня. И хотя многие из них жили уже по Рождестве Христовом, все они остались людьми эпохи дохристианской.

Человечество задыхалось от духовной пустоты, искало выхода в оргиях наслаждений либо в самоубийстве. Последнее почиталось лучшим способом избавления от невыносимого положения, а порой признавалось за подвиг. Впрочем, принятию такого ужасного способа часто препятствовал инстинкт самосохранения.

Тогда люди обращали свой взор к надежде на лучшее будущее. Распространялась вера, что откуда-нибудь должно прийти спасение, если не от людей, то свыше. По свидетельству историков Светония и Тацита, ходила молва, что на востоке скоро появится могущественный царь, который покорит весь мир. А римский поэт Вергилий воспевал младенца, который должен был восстановить золотой век.

Это совпадало с тем ожиданием Избавителя мира, Мессии, которое  с веками сильнее нарастало в богоизбранном народе, а посредством иудеев распространялось и среди язычников. Ожидание Мессии у евреев стало настолько живо, что сами их правители принимали власть лишь условно, «доколе восстанет Пророк вечный» (1Мак. 14: 41).

Правда, многие хотели видеть в Спасителе всемирного завоевателя, который покорит иудеям весь мир и установит на земле вечное еврейское царство. Лишь редкие люди жаждали увидеть Того, Кто освободит человечество от рабства греху, подаст мир возмущенной душе и дарует человеку вечное Царство Божие.

Вопросы:

  • Как вы думаете, нужны ли людям вообще какие-либо заповеди?
  • Почему истинная вера в Бога может быть только одна?
  • Что такое кумир и в чем его опасность?
  • Зачем людям дано имя Божие?
  • Почему важно хоть сколько-то времени уделять общению с Богом?
  • Почему, на ваш взгляд, отвергающий родителей не может быть долголетен?
  • Какие виды греха против 6-й заповеди вам известны?
  • В чем заключается особенная опасность греха аборта?
  • Почему истинная любовь несовместима с добрачной половой жизнью?
  • Какой, на ваш взгляд, отпечаток накладывает на душу человека грех воровства?
  • Как вы понимаете смысл 9-й заповеди?
  • Согласны ли вы с утверждением, что счастлив тот, кто не завидует?
  • Как можно охарактеризовать в целом состояние мира перед пришествием Спасителя?

Валерий Духанин

Просмотров (179)

Перейти к верхней панели